Минтранс не исключает возможности введения аккредитации страховых компаний, работающих с речным флотом
С введением на внутреннем водном транспорте (ВВТ) России обязательного требования по наличию у судовладельца страховки гражданской ответственности (требование 131-ФЗ), возросло количество страховых компаний-однодневок, которые, в случае наступления страхового случая на внутренних водных путях (ВВП) не смогут осуществить надлежащие выплаты. В этой связи, Минтранс России не исключает возможности введения аккредитации страховых компаний работающих с речным флотом, заявил вчера в ходе заседанию Комитета по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заместитель министра транспорта России Виктор Олерский (материалы заседания ИАА «ПортНьюс» предоставили в Комитете по транспорту). «Наверное, может быть, стоит поднимать вопрос аккредитации страховых компаний, но это вопрос в компетенции законодателя», - сказал он.
Как сообщила в ходе заседания Комитета ответственный секретарь Союза морских страховщиков (СМС) Ольга Лазовская, в навигацию 2013 года страховыми компаниями – членами СМС было застраховано дополнительно более 2300 судов, работающих на ВВП России.
В том числе, «Росгосстрах» затраховал 1017 судов, страховая компания «Альянс» - около 500 судов, «Альфа-Страхование» - 519 судов, «Ингосстрах» - около 300 единиц речного флота. «Это помимо тех компаний, которые работают на ВВП и традиционно страхуют свой флот на лимиты, превышающие требования 131-го закона», - добавила Лазовская. По ее оценке, на ВВТ постоянно приобретают страховые полисы порядка 800 судов (преимущественно смешанного река-море плавания).
На долю небольших страховых компаний, а также страховых фирм-однодневок, по оценкам эксперта, в 2013 году пришлось порядка 500-600 страховых полисов, выданных российским речным судам.
С учетом того, что требование 131-ФЗ в части страхования гражданской ответственности судовладельца вступили в силу не с начала навигации 2013 года, многие судовладельцы приняли решение о покупке страховых полисов только с навигации 2014 года. Таким образом, рынок страхования речных судов в 2014 году может вырасти еще примерно на 20%.
Напомним, федеральный закон №131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о по
вышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств) вступил в силу 30 августа 2012 года в части государственного портового контроля. Закон был принят Госдумой 10 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года и подписан президентом России 28 июля 2012 года.
Законом предусматривается введение с 2013 года страхования ответственности судовладельца за причинение вреда другим судам и инфраструктуре внутреннего водного транспорта. Эксплуатация судна на внутренних водных путях возможна только в том случае, если судовладелец застрахует свою ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей. Исключение сделано для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, а также для сухогрузных несамоходных барж.
Судовладельцы, застраховавшие свои риски, получают возможность ограничить свою ответственность по аналогии с международной конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям. Этому посвящена отде
льная статья в Кодексе внутреннего водного транспорта, введенная новым законом.