Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин утвердил инвестиционную стратегию региона до 2020 года. Об этом сообщает пресс-служба губернатора.
Стратегия определяет систему целей и задач в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, в первую очередь, в приоритетных направлениях, отраслях и проектах региона.
Целью стратегии является обеспечение увеличения объемов и темпа роста инвестиций в экономику ЯНАО, в том числе в отраслях, не связанных с добычей углеводородов. Для этого будут решены такие задачи, как - повышение инвестиционной привлекательности ЯНАО; формирование благоприятной основы для развития конкуренции; диверсификация экономики; формирование инновационного лидерства Ямала в Арктическом регионе; модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы.
В инвестстратегии отмечено, что ЯНАО является геополитическим пространством с растущим мировым значением. Грамотное управление процессами устойчивого развития создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост РФ в Арктике. Через Арктику также проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, при использовании Севморпути расстояние сокращается на 34%. Строительство морского порта в районе поселка Сабетта будет способствовать возрождению Севморпути. При этом порт будет предназначен не только для транспортировки СПГ и обеспечения круглогодичной навигации, но и может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте товаров, что окажет положительное влияние на экономику ЯНАО.
Среди конкурентных преимуществ региона определены: высокая платежеспособность внутреннего спроса; высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах; высокое качество человеческого капитала; формирование лидерства ЯНАО в арктическом регионе; наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей углеводородов; стабильная политическая обстановка; низкий уровень социальной конфликтности населения; уникальность культуры коренных северян, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов на Ямале.
Среди внутренних сдерживающих факторов: слабо развитая транспортная инфраструктура, высокая стоимость электроэнергии, высокий уровень государственного участия в экономике, неразвитая конкурентная среда, моноотраслевая структура экономики.
Среди основных приоритетов инвестиционной политики определены крупнейшие проекты в области топливной энергетики, которые объединены в программу комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края. Более отдаленные планы по освоению ресурсов полуострова Ямал связаны с шельфом Карского моря. Перспективным направлением останется нефтедобыча. Добыча нефти на месторождениях Северо-Уренгойское, Ен-Яхинское, Песцовое, Заполярное и Тазовское выйдет на пиковый уровень в объеме 3 млн тонн между 2015-2018 годами. Уровень добычи на Новопортовском месторождении полуострова Ямал к 2020 году достигнет 6 млн тонн. Кроме того, предполагается ввод в разработку уникального по извлекаемым запасам нефти Русского месторождения и новых месторождений, расположенных в Тазовском районе.
Стимулом к началу освоения нефтяных месторождений послужит строительство и ввод в эксплуатацию новых нефтепроводов. Один из них Пурпе - Самотлор играет стратегическую роль для транспортировки нефти с западного направления в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. До 2016 года планируется строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе. В перспективе трубопроводы Пурпе - Самотлор и Заполярье - Пурпе станут единой системой с общей пропускной способностью в 45 млн тонн в год. Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в ТЭКе на территории Ямала до 2020 года, оценивается почти в 8 трлн руб. При этом реализация крупномасштабных инвестпроектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.
Стратегией предусмотрена организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината. Перспективным является проект строительства в Надыме завода по переработке низконапорного газа в синтетические жидкие топлива мощностью 6 млн тонн. Очень перспективно формирование нового российского центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода - 2016 год. Для этого потребуется строительство до 20 танкеров ледокольного класса вместимостью 140-160 тыс. куб. м, круглогодичное использование которых должны обеспечить ледоколы.
Дальнейшее развитие получит производство по переработке продукции сельского хозяйства (глубокая переработка оленей, рыбы, дикоросов).
Импульс росту экономики ЯНАО придаст развитие транспортной инфраструктуры. Два опорных района, сформировавшихся параллельно освоению месторождений в 1970-1990 годы, - западный и восточный, до сих пор не связаны между собой. Основу первого составляет связка Салехард - Лабытнангский промышленно-транспортный узел, где грузы перемещаются с водного транспорта на железнодорожный и обратно. Второй район - восточный, завязан на участок Новый Уренгой - Тюмень и средние по размерам реки Надым, Пур и Таз. Здесь дорожная инфраструктура более развита, чем на западе Ямала, с выходом к автомагистралям страны. Для решения стратегических задач важно установить сухопутное соединение двух районов при помощи железных и автомобильных дорог.
До 2020 года намечается строительство ряда объектов. Это автодорога Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард; автодорога Надым - Советский, участок Надым - граница ЯНАО - ХМАО; автомобильная дорога Лабытнанги - Яр-Сале.
Расширение железнодорожной сети произойдет до 2020 года благодаря строительству и вводу в эксплуатацию линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и открытию железнодорожного сообщения между с. Новый Порт и дер. Лаборовая.
В инвестиционной стратегии предусмотрен обширный перечень мероприятий, среди которых - предоставление организациям, осуществляющим на территории ЯНАО инвестиционную деятельность, права на применение пониженных ставок по налогам, зачисляемым в окружной бюджет. Предусмотрено также предоставление права на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций. Также среди направлений - реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного имиджа, поддержка малого и среднего предпринимательства ЯНАО и другие направления работы.
Инвестиционная стратегия будет реализовываться во взаимосвязи со стратегией соцэкономразвития ЯНАО до 2020 года, программой социально-экономического развития на 2012-2016 годы, долгосрочной бюджетной стратегией ЯНАО на период до 2030 года, иными стратегическими документами РФ и УрФО.
Координатором реализации стратегии является Инвестиционный совет, который является постоянно действующим общественным координационным совещательным органом. Возглавляет Инвестиционный совет губернатор ЯНАО. В состав входят члены правительства ЯНАО руководители исполнительных органов государственной власти ЯНАО, главный федеральный инспектор в ЯНАО, представители бизнес-сообщества. Оперативное управление стратегией осуществляет правительство ЯНАО.
План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии разрабатывается департаментом экономики ЯНАО на среднесрочный период и ежегодно корректируется с движением временного горизонта планирования на один год вперед.
Среди показателей эффективности реализации Инвестиционной стратегии ЯНАО до 2020 года планируется, что объем инвестиций за счет всех источников финансирования в 2020 году превысит 1,17 трлн руб., а кредитный рейтинг по методике Standard&Poor's будет определен «ВВВ»/Позитивный.