Министерская декларация Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ), принятая по итогам министерской сессии Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря, состоявшейся в Копенгагене (Дания) 3 октября 2013 года, не заявила о необходимости ввода зоны особого контроля за выбросами окислов азота с судов (NECA) с 2016 года, а также не рассматривала проект соответствующего документа. Это следует из текста декларации.
В документе указывается, что из-за необходимости проведения дальнейших технических консультаций среди стран-участниц ХЕЛКОМ по поводу доступности технологий для соблюдения стандартов Tier III по выбросам окислов азота в соответствии с Приложением VI к конвенции MARPOL, заявление о придании Балтийскому морю статуса зоны NECA не было направлено в Международную морскую организацию (ИМО). Вместе с тем, в декларации указывается, что министерская конференция поддерживает в перспективе идею придания статуcа зоны NECA не только Балтийскому морю, но и другим соседним морским районам, поскольку более обширная зона NECA принесла бы более значительные результаты.
Страны-участницы ХЕЛКОМ, особенно Дания, Финляндия, Швеция и Германия, а также представитель ЕС в ходе министерской сессии настаивали на скорейшем представлении указанного документа и фиксировании соответствующих сроков в тексте Министерской декларации ХЕЛКОМ.
Российская делегация в ходе министерской сессии ХЕЛКОМ последовательно выступала против включения в текст декларации конкретных сроков представления совместного документа стран-участниц ХЕЛКОМ в ИМО и обращала внимание на отсутствие проверенных практикой эффективных технологий, требуемых для выполнения стандартов Уровня III по выбросам NOx с судов. Результатом целенаправленной и жесткой позиции российской делегации стало отсутствие в тексте Декларации ХЕЛКОМ 2013 года заявления о необходимости установления зоны NECA с 2016 года.
Напомним, в соответствии с положениями Конвенции MARPOL статус района NECA предполагает, что все суда, построенные после 1 января 2016 года и эксплуатируемые в таком районе, должны иметь дизельные установки, отвечающие стандартам Tier III. Российская Федерация придерживается позиции указывающей на необходимость переноса обсуждения вопроса о назначении Балтийского моря районом контроля выбросов окислов азота до появления более совершенных технологий и инфраструктуры. Эта позиция была озвучена в ходе конференции ХЕЛКОМ в Хельсинки в марте 2013 года и поддержана большинством стран в ИМО на КЗМС 65 в мае 2013.
В работе сессии приняли участие министры окружающей среды Дании, Эстонии, Финляндии, Латвии, Литвы и Швеции, высокие представители Германии, Польши и Европейского союза, а также представители 12 международных правительственных и неправительственных организаций.
Российскую делегацию возглавлял директор департамента международного сотрудничества Минприроды России Нуритдин Инамов.
Ссылки по теме:
Решение о назначении Балтийского моря районом NECA на 34-й сессии ХЕЛКОМ не принято >>>>
Российская делегация обратила внимание участников 34-й сессии ХЕЛКОМ на проблемы существующих технологий для снижения выбросов NOx с судов >>>>
Дания намерена добиться улучшения экологии Балтики к 2021 году в рамках председательства в ХЕЛКОМ >>>>