Сегодня исполняется 10 лет с момента основания ФГУП «Росморпорт».
ФГУП «Росморпорт» создано в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2003 году. Создание предприятия было продиктовано необходимостью совершенствования системы государственного управления в морских портах Российской Федерации.
Сегодня ФГУП «Росморпорт» осуществляет деятельность в 54 из 63 морских портов Российской Федерации. На предприятии работают более 6 тысяч человек в 16 субъектах России.
Главные задачи предприятия — это обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, эффективное использование федерального имущества и развитие портовой инфраструктуры.
За 10 лет надежной работы ФГУП «Росморпорт» стало системообразующим предприятием в сфере обеспечения безопасности мореплавания и крупнейшим титульным владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры, служебно-вспомогательного флота.
Основные производственные фонды ФГУП «Росморпорт» включают более 500 км морских каналов, 548 причальных сооружений, 84 оградительных сооружений и берегоукреплений, более 250 судов и плавсредств, 18 систем управления движением судов (СУДС) (в период с 2003 по 2013 годы ФГУП «Росморпорт» построены и введены в эксплуатацию 6 систем управления движением судов), 6 контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных спутниковых систем, 41 объект Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
ФГУП «Росморпорт» является одним из крупнейших судовладельцев технического и ледокольного флота и активно реализует программу его развития. В группировку дизель-электрических ледоколов предприятия входят на праве хозяйственного ведения 29 судов различной мощности — это самый крупный в мире флот ледового класса.
Предприятие обеспечивает привлечение частных инвестиций в развитие морской портовой инфраструктуры России.
За прошедшие 10 лет ФГУП «Росморпорт» вложило более 70 млрд руб. в создание объектов морской портовой инфраструктуры, на строительство и модернизацию служебно-вспомогательного флота предприятия за счет средств федерального бюджета и прочих источников.
Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. (новая редакция) и Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. прогнозируется рост объемов перевалки грузов через отечественные порты до 1 млрд. тонн грузов, что предполагает интенсивное развитие портовых мощностей и инфраструктуры. Достижение этих целей является первостепенной задачей для ФГУП «Росморпорт».
Предприятие реализовывает стратегически важные проекты: развитие портов-хабов на основных бассейнах страны. Такими портами являются: Усть-Луга – на Балтике, Тамань – на Черном море, Ванино-Совгавань – на Дальнем Востоке. Создание таких морских портов позволит не только увеличить объем перевалки грузов, но и интегрировать их в транспортные узлы, обеспечить их комплексное развитие и взаимосвязь со смежными видами транспорта.
Также к 2030 году будут построены новые и важнейшие для страны морские порты – Сабетта, Тамань, специализированный угольный перегрузочный комплекс общего доступа на Дальнем Востоке, активное развитие получат порты Арктики.
Работа предприятия направлена на обеспечение роста грузооборота и эффективной работы морского транспорта. Развивая морские терминалы, ФГУП «Росморпорт» внедряет инновационные технологии, оснащает порты современными системами управления движением судов и обслуживающим флотом различного назначения.