Превращение России в бункеровочный «оффшор» недопустимо. Об этом говорится в сообщении Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы России, отвечающего на критику со стороны участников бункерного рынка в адрес таможенных органов.
Практика бункеровки по максимальной вместимости бункерных емкостей судов в российских портах имеет колоссальную экономическую выгоду как для иностранных судовладельцев, использующих данное топливо в судовых энергетических установках судна, так и для бункеровочных компаний и лиц, осуществляющих продажу бункерного топлива за рубежом. Этому способствует значительная разница в стоимости бункерного топлива в сравнении с портами иностранных государств, а также тот факт, что топливо, вывозимое в качестве припасов, облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 0%.
Погоня за выгодой зачастую толкает недобросовестных судовладельцев выходить в рейс из иностранных портов с ограниченным запасом бункерного топлива исключительно для того, чтобы максимально пополнить запасы в российском порту. Такие действия не только наносят ущерб обеспечения безопасности мореплавания ввиду значительного отклонения судна от кратчайшего и оптимального маршрута следования. Территория Российской Федерации превращается в своеобразный топливный «оффшор» – заправку «Duty Free».
Причиной обострения данного вопроса в регионе деятельности Хасанской таможни явились случаи отказов таможенного поста Морской порт Славянка в вывозе бункерного топлива в количестве, превышающем необходимое для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов.
Определение количества вывозимых припасов, загруженных на территории России и допускаемых к вывозу с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, производится должностными лицами таможенного поста Морской порт Славянка с учетом требований п.3 ст.366 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также пунктов 11 и 12 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2007 № 1665.
При этом учитываются: количество припасов, имеющихся на борту судна при прибытии; количество припасов, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания судна с учетом продолжительности рейса и стоянки; количество несливаемых остатков (мертвый запас) в штатных заправочных емкостях; а также количество штормового (аварийного) запаса, необходимого транспортному средству в целях обеспечения безопасности мореплавания.
«Несогласные с позицией Хасанской таможни бункеровочные компании и судовладельцы, скрывая единственную преследуемую цель – получение максимальной прибыли любыми методами и средствами, упрекают таможенные органы в препятствовании данными действиями развитию российских портов, ссылаясь на портовые и прочие сборы, которые уплачивают заходящие в порты для бункеровки суда, - говорится в сообщении таможенного управления. - Однако такая «арифметика» бункеровочных компаний носит односторонний характер, поскольку прибыль от портовых сборов в десятки, а то и в сотни раз меньше суммы, на которую государство должно предоставлять освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении припасов. При необоснованном вывозе лишь 300 тонн топлива в качестве припасов, убыток федеральному бюджету России составит 2,4 млн руб., а, учитывая максимальную вместимость бункерных танков на морских судах, величина потерь бюджета при бункеровке только одного судна может достигнуть свыше 60 млн руб».
Предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении припасов действительно должно способствовать улучшению привлекательности российских портов. «Однако такая привлекательность за счет роста товарооборота должна приводить к увеличению доходов государства и прибыли российских коммерческих организаций (владельцев портовой инфраструктуры, стивидорных, экспедиторских и брокерских компаний, экспортеров и импортеров и пр.), а не к получению сверхприбыли отдельных лиц в ущерб экономики государства», - подчеркивает таможня.
Решения таможенного поста Морской порт Славянка об отказе в убытии части припасов, превышающей количество, допустимое к вывозу с освобождением от уплаты пошлин и налогов, послужили причиной жалоб участников внешнеэкономической деятельности. В связи с этим в ближайшее время Хасанской таможне придется защищать свою позицию в Арбитражном суде Приморского края.