Расчетный оптимальный размер рабочего парка, необходимый для обеспечения перевозок всех предъявляемых грузов на сети железных дорог ОАО «Российские железные дороги», составляет 900 тыс. вагонов. Как сообщает пресс-служба компании, в этом году парк грузовых вагонов достиг 1 млн 130 тыс. ед., увеличившись к уровню прошлого года на 74 тыс. ед., что превышает оптимальный показатель на 230 тыс. ед.
В центральном офисе РЖД в Москве состоялось заседание правления компании, на котором, в частности, обсуждались вопросы выполнения сроков доставки грузов и порожних вагонов. По словам председателя правления, президента РЖД Владимира Якунина, избыточность подвижного состава ведет к снижению скорости доставки грузов. По словам Владимира Якунина, появление на сети каждых 50 тыс. вагонов ведет к увеличению показателя оборота вагона на 19 часов.
За 6 месяцев 2012 года средняя скорость отправки составляет 228 км в сутки. Это на 37 км в сутки или на 14% ниже, чем за аналогичный период 2011 года. При этом скорость груженой отправки составляет 254 км в сутки, порожних приватных вагонов – 196 км в сутки.
По оперативным данным РЖД, на сети железных дорог находится более 78 тыс. вагонов, не выполняющих ни одной технологической операции более 10 суток, то есть, по сути, исключенных собственниками из перевозочного процесса.
Грузооборот РЖД (без учета пробега порожних приватных вагонов) в текущем году превысил уровень 2007 года только на 7,4%, говорится в сообщении. Таким образом, темп роста вагонного парка в 3 раза опережает темпы увеличения объемов перевозочной работы, что указывает на его возрастающий профицит.
По прогнозной оценке, при существующих темпах приобретения подвижного состава более 240 вагонов в сутки, к концу текущего года парк может достигнуть 1 млн 150 тыс. вагонов.
По оценке ОАО «НИИАС», существующий избыток вагоновограничивает пропускные способности и увеличивают долю отправок, доставляемых с нарушением сроков, на 17%, а скорость доставки снижается в среднем на 66 км в сутки.
«Если 10 лет назад на сети находилось 817 тыс. вагонов и на 1 км пути приходилось всего 9 единиц, то сегодня при наличии на сети 1 млн 130 тыс. вагонов на 1 км пути приходится 13 единиц. Таким образом нагрузка на инфраструктуру увеличилась на 40%, что, безусловно, не могло не сказаться на пропускных способностях и скоростях доставки грузов и порожних вагонов», - отметил вице-президент РЖД Салман Бабаев.
При этом, по его словам, за последние 10 лет нормативно-правовая база, регулирующая сроки доставки груза и ответственность за их нарушение, осталась без изменений. В связи с этим назрела острейшая необходимость внесения поправок в законодательство в части уменьшения максимального размера неустойки за просрочку доставки груза до 50% от суммы провозной платы; введения дополнительных оснований для увеличения сроков доставки грузов и порожних вагонов при задержке в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика; возмездного нахождения вагонов собственников на инфраструктуре общего пользования; обязательного согласования с грузоотправителем заявки на перевозку груза с собственником подвижного состава до подачи его перевозчику и другие.
Владимир Якунин заявил, что РЖД, не имея возможности повлиять на количество вагонов на сети железных дорог, продолжит повышать эффективность перевозочных и логистических технологий.