РРР считает стратегической ошибкой судовладельца намерение совмещать строительство судна и процесс согласования документации
Директор Северо-Западного филиала Российского Речного Регистра Владимир Алипа обратился в редакцию ИАА «ПортНьюс» с собственным комментарием относительно новости «Нехватка сертифицированного оборудования ставит под угрозу обновление пассажирского флота РФ», опубликованной на портале ИАА «ПортНьюс» 8 августа 2012.
Новость была опубликована по результатам интервью с директором по развитию ГК «Астра Марин» Михаилом Ришняком.
Приводим текст, предложенный Владимиром Алипа:
«Сертификация оборудования – это серьезная и ответственная процедура, которая включает в себя:
- рассмотрение технической документации;
- одобрение типа изделия или материала и участие в испытаниях;
- техническое наблюдение за изготовлением изделий или материалов.
В настоящее время, более 2000 видов изделий одобрены Российским Речным Регистром для установки на суда, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации. Перечень одобренного оборудования размещен на официальном сайте Российского Речного Регистра www.rivreg.ru
Любое классификационное общество, допуская какое-либо изделие к установке на судно, несет ответственность за все судно в целом. В случае транспортного происшествия с судном, имеющим документы Российского Речного Регистра, по причине некачественно изготовленного изделия, имеющего сертификат другого классификационного общества, ответственность будет нести Российский Речной Регистр.
В статье делается вывод, что отсутствие современного судового оборудования, сертифицированного Российским Речным Регистром, привело к срыву срока строительства серии из 10 судов на класс «Р 1.2» Российского Речного Регистра.
Проблемы с оборудованием – не причина, а следствие. Причина по нашему мнению в следующем.
В декабре 2011 года Северо-Западный филиал Российского Речного Регистра получил первые чертежи на рассмотрение. В январе 2012 года была согласована корпусная часть и начато строительство трех корпусов. Технический проект был согласован в июне, а рабочая документация по механической и электрочасти до сих пор не представлена на рассмотрение в филиал в полном объеме. Таким образом, налицо стратегическая ошибка судовладельца в самом решении строить параллельно с проектированием, рассчитывая на сокращение срока строительства. Опыт показывает, что даже в штатной ситуации этот метод далеко не всегда дает ускорение строительства и почти никогда не дает удешевления. А нештатность данной ситуации заключается в нестандартности самого судна (в том числе в оборудовании для маломерного флота).
Более того, такой подход не в полной мере соответствует действующей нормативной базе.
Так, например, пунктом 3.2. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания изданного в соответствии с требованиями статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта. Документы представляются Российскому Речному Регистру в виде подлинников, дубликатов или копий и должны содержать все необходимые данные для проверки выполнения требований Правил Российского Речного Регистра.
А пункт 4.6. указанного положения определяет, что материалы и изделия могут быть установлены на судах только при наличии документов Российского Речного Регистра или документов другой классификационной организации, выданных по поручению Российского Речного Регистра.
Однако, как уже говорилось, до настоящего времени не сформирован и не представлен в полном объеме рабочий проект. Каким образом завод должен строить судно, а Российский Речной Регистр осуществлять техническое наблюдение за качеством его постройки?
Автор статьи так же заявляет, что данная ситуация привела не только к остановке закупок оборудования и достройки судов, но и ставит вопрос о возможности в принципе строительство новых современных судов подобного типа на класс Российского Речного Регистра.
Однако данную ситуацию нельзя расценивать подобным образом. Строить новые современные суда подобного типа на класс Российского Речного Регистра можно и нужно. Только делать это надо как положено: сначала – проект, а уж потом - строительство. Тогда не возникло бы большинство проблем, а оставшиеся не так сказывались бы на процессе строительства, который должен быть непрерывным.
Одновременно необходимо отметить, что Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 и в соответствии с пунктом 5 данного постановления вступил в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» № 34, ст. 4476 – 23.08.2010). Однако за период времени с момента принятия и до вступления в законную силу Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в адрес Российского Речного Регистра от судовладельцев и изготовителей не поступило ни одной заявки на оценку соответствия изделий требованиям названного Технического регламента».