- Уходящий 2023 год стал непростым как для российского, так и для мирового бункерного рынка. Если говорить о России, то на фоне роста грузооборота морских портов на дальневосточном направлении сформировался дефицит топлива - из-за перегруженности Восточного железнодорожного полигона.
В мире по итогам года цены на топливо в целом снизились, однако к концу года, из-за ситуации с атаками на суда в Красном море, спрос на топливо стал ощутимо расти (из-за перенаправления судов на более длинные маршруты вокруг Африки).
Росло и число судов, использующих альтернативные виды топлива: особенно на сжиженном природном газе (СПГ), биотопливе и метаноле. В то же время судоходные компании, делающие ставку на альтернативное топливо, рассчитывают на государственную поддержку, без которой инвестиции в соответствующие топливные системы вряд ли окупятся (особенно если речь идет о «зеленом» метаноле, аммиаке, водороде).
Россия не осталась в стороне от новых тенденций: хотя актуальность внедрения альтернативного топлива снизилась из-за сворачивания торговли с Европой (где экологические требования к судам наиболее жесткие), тем не менее, активно развивалось электродвижение в сегменте пассажирского водного транспорта, причем не только в Москве, но и в других регионах.
Если говорить о 2024 годе, то ситуация с Красным морем так или иначе стабилизируется и рынок придет в равновесие. Однако сохранение напряженности в регионе будет тянуть цены на бункер в мире вверх. Ожидаем и дальнейшего роста числа судов на альтернативных видах топлива и соответственно, роста его продаж в основных бункерных хабах мира.
Если говорить о России, то планы развития Восточного полигона позволят смягчить дефицит топлива на Дальневосточном направлении (хотя это не быстрый процесс).
Ожидаем роста грузопотока на МТК «Север-Юг», в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.
Северо-Запад также будет прирастать: в Мурманской области запущен новый балкерный терминал «Порт Лавна», рассчитанный на прием крупнотоннажных судов, а контейнеропоток в Балтийских портах постепенно восстанавливается (как за счет открытия новых линий, так и роста контейнеризации грузов).
Таким образом, спрос на бункерное топливо, как полагаем, будет устойчивым.
В любом случае, вероятность прилета новых «черных лебедей» в нынешней неспокойной геополитической обстановке по-прежнему крайне велика.
Более подробно итоги 2023 года для бункерного рынка России с цифрами объемов продаж мы подведем в очередном номере журнала «ПортНьюс», который можно заказать в редакции.
Также предлагаем подписку на дайджест «Бункерный рынок. Цены».
«ПортНьюс» 2 раза в неделю выпускает специализированное электронное издание, посвященное рынку бункерных услуг. Дайджест «Бункерный рынок. Цены» имеет четкую структуру и содержит оперативную информацию о всех значимых событиях отрасли за отчетный период, статистические данные и аналитические выкладки. Большая часть информации, содержащаяся в дайджесте, эксклюзивна, не публикуется на портале и в печатных изданиях агентства.
Дайджест включает:
- Индикативные цены на бункерное топливо с разбивкой на топливо, высокосернистый и низкосернистые мазуты, в долларах и рублях
- Основные факторы, повлиявшие на изменение стоимости судового топлива
- Мировые цены на бункерное топливо
- Обзор оптовых цен на нефтепродукты
- Информацию о судозаходах
- Новости бункеровки
ИАА «ПортНьюс» предлагает своим читателям оформить подписку на дайджест.
Вы можете подписаться на дайджест или заказать разработку совершенно нового продукта по телефону: (812) 570-78-03 или по электронной почте snitko@portnews.ru