журнал №2 (Май 2025)

Портовый сервис

Бункер в эпоху перемен

Развязанная США тарифная война обрушила нефтяной рынок, создав риски разрушения привычных маршрутов мировой торговли. Вслед за этим последовало и снижение цен на бункерное топливо в основных мировых портах-хабах.

Как и ожидалось, 2025 год оказался богатым на геополитические и экономические шоки, которые не обошли стороной рынок нефти, мировую логистику и, следовательно, — ​рынок судового топлива. На ситуацию в России дополнительно воздействуют санкции, продленные США еще на год, удары по НПЗ, проблемы с доставкой нефтепродуктов к портам Дальневосточного бассейна, высокая ключевая ставка Центробанка и курса рубля.

Северо-Запад

По данным «ПортНьюс» с начала 2025 года, стоимость наиболее популярного экологического топлива VLSFO в порту Усть-Луга существенно увеличилась — ​почти на 28%. На начало апреля тонна этого топлива стоила $521. Тонна MGO за это же время подорожала чуть меньше — ​на 17%, до $690. Любопытно, что в Роттердаме цена на VLSFO, напротив, снизилась на 8%, составив $506 в начале апреля, а на MGO сократилась почти на 4%, до $674.

При этом усть-лужские цены начали обгонять роттердамские в начале апреля — ​после т. н. «дня освобождения» Дональда Трампа, объявившего тарифную войну. Цены в мировых бункерных хабах отреагировали на это событие резким снижением вслед за нефтяными, в то время как для России эффект оказался сглаженным в силу внутренних факторов.

Цены на VLSFO в порту Мурманск с начала года изменились незначительно, увеличившись на 1% в начале апреля по сравнению с данными на начало января. Так, тонна этого топлива 3 апреля стоила в порту $488. При этом еще месяцем ранее она составляла $525 — ​снижение здесь оказалось более выраженным, чем на Балтике. Стоимость тонны MGO в Мурманске с начала года выросла на 2%, до $648.

Динамика цен в Архангельске мало отличалась от мурманской.

Если говорить о перспективах портов Северо-Запада с точки зрения судозаходов и наличия бункерного топлива, то следует отметить, что они развиваются наиболее активно в сравнении с другими морскими бассейнами.

Так, в портах Северо-Запада растет грузооборот контейнеров, а также развиваются специализированные мощности, в первую очередь под перевалку балкерных грузов. В марте текущего года состоялась церемония начала отгрузки первой партии угля с одного из крупнейших угольных терминалов в Мурманской области — ​МТП «Лавна».

Однако есть и риски: грузовая база по тому же углю — ​под вопросом, а недружественные страны постоянно нагнетают напряженность вокруг судоходства через Балтийские проливы. Проекты развития портовой инфраструктуры в северных портах требуют больших капитальных вложений, в то время как круглогодичная навигация по Северному морскому пути пока не обеспечена. Ощущается и недостаток транспортного флота ледового класса.

Дальний Восток

Стоимость тонны VLSFO в порту Владивосток с начала 2025 года выросла на 10,5%, составив в начале апреля $650. Цена на MGO за тот же период увеличилась более существенно — ​на 16,4%, достигнув $830. При этом если стоимость VLSFO в начале апреля оказалась ниже на 3%, чем в марте, то цены на MGO росли на протяжении всего квартала.

Для сравнения, в Сингапуре за тот же период VLSFO подешевело на 10,6%, до $541 за тонну, а MGO — ​на 12%, до $663 за тонну. Впрочем, нужно иметь в виду, что продажи MGO в Сингапуре, в сравнении с общим объемом реализации бункерного топлива в этом хабе, ничтожно малы и продолжают сокращаться.

В любом случае разнонаправленная динамика в портах Дальнего Востока России и в крупнейшем азиатском бункерном хабе является в том числе следствием периодически возникающих сложностей с наличием топлива в российских портах. Ведь проблемы дефицита провозной способности Восточного полигона железных дорог и недостат­ка НПЗ в регионе по-прежнему актуальны.

Что касается перспектив дальневосточных портов, то в условиях падения экспорта угля (вызванного фундаментальными и долгосрочными причинами) морские терминалы региона ищут пути диверсификации грузопотоков. Прежде всего они стараются «оседлать» контейнерные перевозки из стран АТР. Также существуют проекты строительства новых специализированных мощностей по контейнерам, минудобрениям и химическим грузам.