журнал №2 (Май 2025)

Портовый сервис

На защите интересов бункеровщиков

В этом году Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер) отмечает 20-летие. О том, какие цели ставит перед собой объединение и чего удалось добиться, рассказал президент ассоциации Виталий Ковалев.

— Виталий Александрович, изменились ли основные цели и задачи Ассоциации за годы работы?

— По инициативе участников российского рынка бункеровки летом 2005 года была создана Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков. Она объединила наиболее известные компании практически из всех российских судоходных регионов. Главные цели и задачи, как и 20 лет назад, в целом остаются неизменными. Прежде всего это защита прав и законных интересов бункеровщиков.

В 2011 году Росморречбункер получил статус саморегулируемой организации (СРО) и статус независимого эксперта по антикоррупционной экспертизе, что позволило значительно повысить эффективность деятельности объединения.

Сегодня Ассоциация представлена и активно участвует в постоянно действующих рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере транспортной безопасности. Также мы участвуем в работе ключевых для нашего сегмента экспертных советов. А именно это: научно-технический совет Минтранса России; экспертный совет при комитете Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры; экспертный совет при комитете Госдумы по энергетике (секция по вопросам законодательного регулирования переработки нефти и нефтехимии); совет по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте; технический комитет по стандартизации ТК 318 «МОРФЛОТ».

Активная работа в этих структурах позволяет выстраивать конструктивный диалог и формировать максимально эффективные механизмы взаимодействия бизнеса с государством.

— Как именно выстраивается взаимодействие профессионального сообщества и государства?

— В общей сложности Ассоциация рассмотрела более 1000 проектов нормативных правовых актов: законов, постановлений правительства, приказов и т. д. Эта работа продолжается непрерывно. Еженедельно на рассмотрение рабочих групп из аппарата правительства РФ направляются проекты нормативных правовых актов, которые рассылаются членам Ассоциации для предложений и замечаний. Затем обобщенные материалы возвращаются в рабочую группу. Такая работа позволяет активно влиять на формирование законодательства, регулирующего наш рынок, не допуская формулировок, которые могли бы увеличить издержки и затруднить процессы.

— Какие наиболее чувствительные для отечественного бункерного рынка вопросы удалось решить?

— Так, в 2014 году усилиями ассоциации удалось не допустить передела, а точнее олигополизации российского рынка бункеровки судов. В ФАС России и в судебном порядке были защищены интересы членов Ассоциации от нарушений, которые действиями Центральной энергетической таможни создавали условия для недобросовестной конкуренции на рынке бункеровки судов. Или, например, в 2020 году, используя механизмы «регуляторной гильотины», в сотрудничестве с другими отраслевыми предпринимательскими объединениями Ассоциация добилась исключения из законодательства избыточных и необоснованных требований. Как следствие, были значительно снижены административные барьеры при бункеровке судов и погрузке/разгрузке нефтепродуктов и СПГ.

— Профессиональное объединение участвует в разработках научно-технических решений?

— Мы активно участвуем в работе научно-технического совета Минтранса. В частности, Ассоциация выступила инициатором и соисполнителем НИР по формированию научных основ функциональных подсистем по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях на основе анализа и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций на судах и объектах транспортной инфраструктуры. Работа была профинансирована Минтрансом, а ее результаты приняты в июне 2024 года.

Выводы и рекомендации этого исследования приведут к снижению избыточной нагрузки как на эксплуатирующие организации (по формированию сил и средств постоянной готовности, проведению комплексных и тренировочных учений и планированию мероприятий по предупреждению ЛРН), так и на ФГБУ «Морспасслужба» (по несению аварийно-­спасательной готовности на частных объектах в ущерб осуществлению основной деятельности).

Предложения НИР уже востребованы в части совершенствования законодательства в области водных перевозок и перевалки нефти и нефтепродуктов в связи с экологической катастрофой в Керченском проливе в конце 2024 года.

— Над чем сейчас работаете?

— В 2024 году Росморречбункер принял участие в работе над разработкой по инициативе Минтранса России законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о реестре поставщиков бункерного топлива). Документ предусматривает положения об обязательном саморегулировании деятельности по бункеровке судов. В настоящее время работа по законодательному закреплению обязательного саморегулирования деятельности по бункеровке судов продолжается.

Значительное место в работе Ассоциации занимает помощь в решении вопросов, связанных с повседневной деятельностью компаний. Чаще всего это проблемы, связанные с эксплуатацией флота, перевалочных мощностей, с налоговым, таможенным законодательством, пограничным контролем и т. д. Вмешательство Ассоциации практически всегда приводит к нужному результату, что позволяет компании продолжить деятельность и избежать ненужных затрат.