Новые требования к обороту метанола не коснутся его перевозок по воде, поскольку при транспортировке метанола уже применяется повышенный 3-й класс опасности. К тому же на рынке уже есть специальные суда.
Российские власти меняют требования, регулирующие оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей. Основной законопроект (№ 610892-8) был принят Госдумой в первом чтении в июне 2024 года.
Позже, в октябре, для реализации инициативы о государственном регулировании оборота метанола в Госдуму был представлен законопроект (№ 732848-8), который вносит изменения в законодательство о промышленной безопасности. Он устанавливает новые требования к промышленной безопасности объектов, работающих с метанолом и метанолсодержащими жидкостями. В феврале 2025 года этот документ был принят в первом чтении.
Новыми актами, в частности, предлагается установить повышенный 3-й класс опасности для всех производственных объектов, где производится, хранится или используется метанол. Также вводится обязательный реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей, который будет включен в государственную информационную систему промышленности (ГИСП).
В связи с этим в тех сегментах рынка, где в той или иной форме работают с метанолом, началась подготовка к предстоящим изменениям. Как новые требования отразятся на требованиях к перевозке водным транспортом метанола и метанолсодержащих веществ, «ПортНьюс» поинтересовался у СК «Морвенна».
«Предполагаемые изменения не скажутся на требованиях перевозки метанола водным транспортом. Это объясняется тем, что для таких перевозок изначально применяются повышенные требования к безопасности.
Метанол относится к легковоспламеняющимся жидкостям, поэтому действующие нормативы относят его к опасным грузам 3-го класса, подкласс 3.2 (средняя температура вспышки от –18 до +23 °C), с дополнительной токсической опасностью 6.1»,— пояснил суперинтендант СК «Морвенна» Геннадий Гаевой.
По его словам, помимо этого, на рынке есть специальные суда, предназначенные для доставки метанола, нефтепродуктов, в которых проектом заложены повышенные требования безопасности. Прежде всего это танкеры-химовозы и баржи-химовозы.
«Если учитывать ограничения по осадке на некоторых участках ВВП, то для перевозки метанола и других грузов, требующих повышенных мер безопасности, баржи-химовозы особенно актуальны»,— обратил внимание на важный нюанс Геннадий Гаевой.
Он отметил, что в составе флота СК «Морвенна» есть такие суда — в частности, баржа-химовоз «ЧЕМБА».
Она построена в 2017 году в Нидерландах, зарегистрирована в порту Новороссийск и имеет следующие характеристики:
осадка — 0,6 / 2,55 м;
дедвейт — 2392 т;
общий объем грузовых танков — 2097 тонн / 2139 куб. м;
подходит для перевозки, хранения и выдачи светлых нефтепродуктов, метанола и других жидких химических грузов;
оснащена системой пожаротушения и соответствующими датчиками для осуществления безопасной перевозки легко воспламеняемых грузов, включая метанол.
Эксплуатация баржи-химовоза «ЧЕМБА», согласно присвоенному классу и требованиям Правил РС, может осуществляться в портовом, рейдовом и прибрежном плавании в 20-мильной прибрежной зоне с высотой волны 3%-й обеспеченности до 2,5 м и с установлением допустимого удаления от места убежища, в соответствии с табл. 2.2.5.1.6 ч. 1 Правил классификации и постройки морских судов РС. Имеет действующие классификационные документы Российского морского регистра судоходства (РС) и международное свидетельство о пригодности судна к перевозке опасных химических грузов наливом.