журнал №2 (Май 2025)

Портовая инфраструктура

Глубокая специализация

Несмотря на падение грузооборота морских портов России, в них по-прежнему ощущается дефицит глубоководных специализированных терминалов.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России в январе — ​марте 2025 года снизился на 5,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 208,2 млн тонн. Если внимательнее посмотреть на детали этой статистики, то окажется, что снижение произошло в основном за счет сокращения перевалки нефти и нефтепродуктов, а также зерна, в то время как перевалка одного из главных сухих грузов — ​угля — ​стагнировала.

При этом мощно росла перевалка минудобрений и контейнеров. Именно по этим видам грузов и ощущается наиболее острая нехватка глубоководных специализированных мощностей на определенных направлениях.

Минудобрения и газохимия

Минеральные удобрения — ​один из наиболее перспективных и стабильных видов экспортного груза. Население Земли в целом растет, происходит деградация почв, и прокормить мир без удобрений в наше время невозможно.

По данным исследования компании «Имплемента», в перспективе до 2030 года потребление мин­удобрений в мире вырастет на 11%, в основном за счет рынков Латинской Америки и Южной Азии. При этом Россия занимает почти четверть всего рынка минудобрений в мире, экспортируя порядка 36 млн тонн в год, а к 2030 году прирост по производству экспортных мощностей в России должен составить около 15 млн тонн в год.

Порядка 84% всего экспорта минудоб­рений идет через терминалы Балтики. Отметим, что с момента строительства порта Усть-Луга Россия последовательно переориентировала пере­валку удобрений из портов сопредельных государств. По данным за 2024 год, объем экспорта российских минудобрений через порты Прибалтики составлял незначительную величину (порядка 40 тыс. тонн). Однако в этой статистике есть и «тревожный звоночек» — ​по сравнению с 2023 годом объем перевалки через порты недружественных государств вырос в 2,5 раза.

Дело в том, что рост экспорта удобрений наталкивается на дефицит портовых мощностей, усугуб­ляющийся еще и поставками белорусского калия (около 11–12 млн тонн в год), который в настоящее время также преимущественно экспортируется через российскую Балтику.

Так, по прогнозам «Имплементы», дефицит мощностей по минудобрениям на Балтике к 2030 году будет составлять минимум 6 млн тонн в год, а при вводе всех заявленных проектов по производству удобрений, включая находящиеся пока «на бумаге», — ​до 22 млн тонн в год.

«На Балтийский бассейн приходится основная часть действующей нехватки специализированной портовой перевалочной инфраструктуры — ​ряд российских и белорусских производителей, для которых Балтика является оптимальным экспортным каналом, вынуждены экспортировать удобрения в контейнерах по железной дороге в Китай или через контейнерные терминалы на Балтике после прекращения транзита через Прибалтику. Также бассейн к 2030 году получит наибольший прирост тяготеющих мощностей производства за счет реализации новых проектов в России и Беларуси», — ​комментирует управляющий директор «Имплементы» Дмитрий Акишин.

По его мнению, создание дополнительных мощностей в портах Южного бассейна также будет необходимо (хотя и в меньшей степени, чем на Балтике), поскольку экспорт в Азию рентабельнее вести именно через терминалы Азово-Черноморского бассейна.