журнал №2 (Май 2025)

Судостроение

Долгожданная верфь для Лены

Запуск Жатайской судоверфи в Якутии, который должен был осуществиться четыре года назад, состоялся. В апреле 2025 года началась опытная эксплуатация цеха корпусных производств верфи. К концу года здесь планируется построить первое судно.

Строительство Жатайской судоверфи под эгидой Минпромторга началось в мае 2019 года на базе Жатайского судоремонтного завода ПАО «ЛОРП». Изначально планировалось построить верфь в 2021 году. Однако срок завершения строительства неоднократно переносился по разным причинам: аномально холодная зима, ковидные ограничения, проблемы с организацией финансирования и т. д.

После всех перипетий проект реализован. В ап­реле 2025 года старт опытной эксплуатации цеха корпусных производств Жатайской судоверфи дал глава Якутии Айсен Николаев. «В планах развития транспортной инфраструктуры региона — ​существенное обновление грузового и пассажирского флота. Возродить судостроение позволит Жатайская судоверфь. Ее производственная мощность предусматривает строительство до 10 мелкосидящих речных судов различных типов и назначений», — ​сказал глава Якутии Айсен Николаев на церемонии запуска в эксплуатацию цеха корпусных производств.

Проект реализуется на территории ТОР «Якутия» с привлечением частных инвестиций при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Строительство Жатайской судоверфи предусмотрено государственной программой РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». На проект выделено 8,1 млрд руб., из них 4,1 млрд из федерального бюджета, 2,3 млрд — ​из регионального, еще 1,7 млрд руб. — ​кредитные средства. Площадь судоверфи составляет более 20 тыс. кв. м. В год здесь будут обрабатывать 10,5 тыс. тонн металла.

Помимо производственных объектов, создается и сопутствующая инфраструктура, в том числе общежитие для сотрудников. «Это мощное производственное предприятие. При выходе на полную мощность здесь будет создано до 600 рабочих мест. Мы активно сотрудничаем с Жатайским техникумом: его выпускники проходят обучение по нашей программе, стажируются на ведущих судоверфях страны», — ​отметил директор АО «Жатайская судоверфь» Влад Пермяков.

Верфь станет опорной базой для модернизации речного флота Ленского бассейна и устойчивого северного завоза в арктические регионы. В планах — ​выпуск около 100 судов до 2036 года, а также проведение ремонта, модернизации и утилизации плавсредств. Жатайская судоверфь уже подписала первое соглашение с Сунтарским районом Якутии на строительство малотоннажного парома. Также заключено соглашение с ПАО «ЛОРП» — ​в рамках документа ведется разработка проектной документации на несамоходную комбинированную баржу.

В апреле началось строительство востребованного для республики судна. Это баржа класса «река-море» для насыпных грузов, селитры, угля, генеральных грузов и контейнеров. Ее вместимость составит 5720 тонн, но она может перевозить до 7000 тонн.

Говоря о предстоящих планах, Влад Пермяков рассказал о том, что в ближайшие полтора-два года сотрудники верфи будут изготавливать несамоходные трюмные баржи длиной 114 м и грузоподъемностью 5000 тонн. Кроме того, завод будет производить другие металлоконструкции. В этом году изготовят конструкции для моста через небольшие реки в Чурапчинском районе.

В ходе прямой линии Айсен Николаев сообщил о том, что уже до конца 2025 года по заявке Сунтарского улуса ( района. — ​Прим. ред.) будет построено первое судно — ​несамоходный паром для перевозки сельскохозяйственной техники с грузоподъемностью 40 тонн. Паром длиной 19,2 м, шириной 6 метров и осадкой 0,6 м при необходимости может быть переоборудован под самоходный вариант.