Два буксира-спасателя «Тиман» и «Тепсей» вошли в состав флота Морспасслужбы.
Торжественная церемония поднятия государственного флага Российской Федерации на новых буксирно-спасательных судах проекта NE025 «Тиман» и «Тепсей» состоялась в Мурманске 23 апреля 2025 года. Новые многофункциональные суда приняты в состав флота ФГБУ «Морспасслужба».
Основные задачи новых буксиров проекта NE025 (разработан компанией «Нордик Инжиниринг») — поиск и спасение людей, оказание помощи терпящим бедствие судам, а также ликвидация разливов нефти на море. Кроме того, спасательные суда смогут оказывать помощь в тушении пожаров, выполнять буксировку аварийных плавсредств и крупногабаритных объектов. Также они способны обеспечивать работы дноуглубительного флота и гидротехнические работы.
Длина судов проекта NE025 составляет 29 м, ширина — 10 м, высота борта — 4,2 м, осадка — 3,2 м, мощность ГД — 2×746 кВт.
«Президентом была поставлена задача по созданию спасательного флота, и мы эту задачу стремимся реализовать. Буксиры «Тиман» и «Тепсей» построены силами российских заводов, уровень локализации на них составляет около 70%. Наша главная задача сейчас — привести в порядок базу для этого флота, который будет обеспечивать безопасность судоходства», — сказал глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.
Закладка пяти морских буксиров-спасателей ледового класса Arc4 состоялась на Окской судоверфи (Навашино, Нижегородская область) в декабре 2021 года. Головной буксир серии «Тиман» был спущен на воду в декабре 2022 года. В течение лета 2023 года были осуществлены спуски судов «Тепсей», «Печак», «Узон» и «Фавор».
Жемчужина флота
В начале апреля 2025 года на Окской судоверфи (Навашино, Нижегородская область) состоялась церемония спуска на воду другого более мощного многофункционального буксира-спасателя проекта MPSV12 «Алдан». Судно мощностью 2,5–3 МВт будет работать на трассе Севморпути. «Четыре судна этого проекта у нас уже есть, а «Алдан» станет жемчужиной в составе аварийно-спасательного флота», — отметил в приветственной речи руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов.
Строительство судна ведется в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» госпрограммы «Развитие транспортной системы» для нужд Морспасслужбы. Длина судна составляет 79,85 м, ширина — 17,36 м, высота борта — 6,7 м, осадка по КВЛ — 3,2 м. Проект разработан ООО «Морское инженерное бюро — СПб».
Сейчас суда проекта MPSV12 работают в разных морских бассейнах России (в Черном, Каспийском, Белом морях и на Камчатке) и зарекомендовали себя как надежные помощники. «Современные многофункциональные буксиры позволяют нашим специалистам оперативно реагировать на любые вызовы и выполнять важнейшие задачи по обеспечению безопасности мореплавания, охране окружающей среды, защите жизненно важных объектов», — подчеркнул Виктор Чернов.
Ближайшие планы
Морспасслужба рассчитывает получить несколько новых судов для работы на Северном морском пути в течение нескольких лет. Из пяти судов серии NE025 два уже пришли в Мурманск и два в Петропавловск-Камчатский, а пятое судно «Фавор» будет сдано до конца 2025 года. Оно направится на работу в Архангельск.
Судостроительная программа по обновлению флота Морспасслужбы законтрактована на несколько ближайших лет. Так, на Окской верфи достраивается спасательное судно проекта MPSV12 «Алдан». На Амурском судостроительном заводе проходит достройку судно проекта MPSV07 «Керченский пролив». Помимо этого, на Зеленодольском судостроительном заводе строятся пять многоцелевых буксиров проекта Т 3150.