журнал №2 (Май 2025)

Судостроение

Дюжина малой мощности

В 2024 году в эксплуатацию приняты 12 новых морских обеспечивающих судов общей мощностью 26,9 МВт. По сравнению с предыдущим годом количество переданных судов уменьшилось на пять единиц, а их мощность снизилась.

Специалисты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (АО «ЦНИИМФ») проанализировали поставки судов обеспечивающего флота для отечественных судовладельцев за 2024 год. В соответствии с исследованием за последние десять лет российские судовладельцы получили 197 единиц новых морских судов обеспечивающего флота.

В 2024 году российские судовладельцы получили 12 новых морских обеспечивающих судов общей мощностью 26,9 МВт, из них доля судов, построенных на отечественных верфях, составила 50%.

Перечень и основные характеристики морских обеспечивающих судов, принятых в эксплуатацию в 2024 году

Назначение и проект

Название

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Мощность, кВт

Аварийно-спасательные суда

Судно-сборщик льяльных вод проекта RST38

«Копорье»

«Коппи»

48,7

8,8

3,0

882

Спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б-Ф

«Николай Бурков»

21,0

5,7

1,3

1176

Всего три судна общей мощностью 2,9 МВт

Служебно-вспомогательные суда

Буксир мощностью 4,1 МВт
с ледовым классом Arc4

«Хабаровск»

«Манорский»

«Шантары»

31,4

10,4

3,6

4064

Буксир мощностью 0,84 МВт

«Натан Несис»

30,0

8,6

3,5

837

Несамоходный земснаряд проекта FPDG3

«Николай Русанов»

68,0

12,2

2,1

Плавучий док проекта FD05

«ПД-30»

220,0

48,0

4,1

Плавучий кран грузоподъемностью 3,5 тыс. т

«Плавучий кран 3500»

130,0

48,5

6,8

9800

Несамоходное наливное судно проекта 04080

«Необетон 002»

55,0

23,0

5,0

Всего восемь судов общей мощностью 22,8 МВт

Гидрографические суда

Гидрографический катер проекта Е35.Г

«Юрий Осокин»

33,5

8,4

2,1

1118

Всего одно судно общей мощностью 1,1 МВт

Итого: 12 судов общей мощностью 26,9 МВт

Источник: АО «ЦНИИМФ»

По сравнению с 2023 годом объемы поставок судов обеспечивающего флота снизились на пять единиц по количеству, также отмечается снижение мощности на 32% (−12,7 МВт). В прошлом году не передавались в эксплуатацию суда с большой мощностью.

В 2024 году в структуре поставок по назначению преобладали служебно-вспомогательные суда — восемь единиц (67%), в том числе четыре буксира; аварийно-спасательный флот пополнился тремя судами, а гидрографический флот — одним.

В 2024 году ФГУП «Росморпорт» получило в эксплуатацию два судна проекта RST38, построенных на судостроительном предприятии «Окская судоверфь» (г. Навашино, Нижегородская область). Суда предназначены для сбора нефтесодержащих (льяльных) вод с других судов. При соответствующем дооборудовании они могут быть использованы в качестве вспомогательного транспорта для доставки оборудования при ликвидации аварийных разливов нефти. Суда-сборщики «Копорье» и «Коппи» построены для обеспечения экологической безопасности и охраны водной среды в морских портах Усть-Луга и Ванино.

Флот ФГБУ «Морская спасательная служба» пополнился катером-бонопостановщиком проекта А40-2Б-Ф «Николай Бурков». Катер построен на судостроительном заводе «Море» (г. Феодосия, Крым). Строительство судна велось по поручению Росморречфлота в рамках госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Суда данного проекта предназначены для работы в составе береговой инфраструктуры морских и речных портов, а также обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды при аварийных разливах нефти. В частности, спасательные катера выполняют следующие задачи: транспортировка и постановка боновых заграждений в прибрежных морских поисково-спасательных районах, на акваториях бухт, заливов и морских портов; локализация распространения пролитых нефтепродуктов; ликвидация разливов нефти, сбор пролитых нефтепродуктов в жесткие плавучие емкости; построение нефтесборных ордеров.

В конце 2024 года были переданы заказчику три буксира ледового класса Arc4, построенные на китайской верфи: «Хабаровск», «Манорский» и «Шантары». Суда будут выполнять буксирно-швартовные операции в акватории угольного морского терминала «Порт Эльга». Терминал строится в районе мыса Манорский в Хабаровском крае. Его проектная мощность составит 30 млн т в год с последующим увеличением до 50 млн т в год. Уголь будет поступать с Эльгинского месторождения по Тихоокеанской желез­ной дороге. По окончании строительства порт сможет принимать суда дедвейтом до 100 тыс. т класса Panamax. Новые буксиры обеспечат полноценную работу терминала на первых этапах. В дальнейшем планируется увеличение флота этого проекта еще на одну-две единицы.

АО «Охотская судоходная компания» получила новый буксир «Натан Несис», построенный на верфи Hung Seng Shipbuilding в Малайзии. Это позволит компании увеличить объем перевозимых грузов.

ФГУП «Росморпорт» приняло в эксплуатацию головное судно проекта FPDG3 «Николай Русанов». Всего было заказано три несамоходных земснаряда. Все суда серии строятся ООО «Стройлидерплюс» на производственной площадке судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области. «Николай Русанов» представляет собой земснаряд рефулерного типа со стальным корпусом, с проемом в носовой части для рамы, на которой размещены фреза и грунтозаборное устройство.

Транспортировка вынутого грунта (пульпы) на берег производится с помощью плавучего пульпопровода. Судно будет задействовано при проведении дноуглубительных работ в морской части Волго-Каспийского морского судоходного канала, а также на акваториях и подходах к морским портам.