В 2024 году в эксплуатацию приняты 12 новых морских обеспечивающих судов общей мощностью 26,9 МВт. По сравнению с предыдущим годом количество переданных судов уменьшилось на пять единиц, а их мощность снизилась.
Специалисты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (АО «ЦНИИМФ») проанализировали поставки судов обеспечивающего флота для отечественных судовладельцев за 2024 год. В соответствии с исследованием за последние десять лет российские судовладельцы получили 197 единиц новых морских судов обеспечивающего флота.
В 2024 году российские судовладельцы получили 12 новых морских обеспечивающих судов общей мощностью 26,9 МВт, из них доля судов, построенных на отечественных верфях, составила 50%.
Перечень и основные характеристики морских обеспечивающих судов, принятых в эксплуатацию в 2024 году
Назначение и проект |
Название |
Длина, м |
Ширина, м |
Осадка, м |
Мощность, кВт |
Аварийно-спасательные суда |
|||||
Судно-сборщик льяльных вод проекта RST38 |
«Копорье» «Коппи» |
48,7 |
8,8 |
3,0 |
882 |
Спасательный катер-бонопостановщик проекта А40-2Б-Ф |
«Николай Бурков» |
21,0 |
5,7 |
1,3 |
1176 |
Всего три судна общей мощностью 2,9 МВт |
|||||
Служебно-вспомогательные суда |
|||||
Буксир мощностью 4,1 МВт |
«Хабаровск» «Манорский» «Шантары» |
31,4 |
10,4 |
3,6 |
4064 |
Буксир мощностью 0,84 МВт |
«Натан Несис» |
30,0 |
8,6 |
3,5 |
837 |
Несамоходный земснаряд проекта FPDG3 |
«Николай Русанов» |
68,0 |
12,2 |
2,1 |
– |
Плавучий док проекта FD05 |
«ПД-30» |
220,0 |
48,0 |
4,1 |
– |
Плавучий кран грузоподъемностью 3,5 тыс. т |
«Плавучий кран 3500» |
130,0 |
48,5 |
6,8 |
9800 |
Несамоходное наливное судно проекта 04080 |
«Необетон 002» |
55,0 |
23,0 |
5,0 |
– |
Всего восемь судов общей мощностью 22,8 МВт |
|||||
Гидрографические суда |
|||||
Гидрографический катер проекта Е35.Г |
«Юрий Осокин» |
33,5 |
8,4 |
2,1 |
1118 |
Всего одно судно общей мощностью 1,1 МВт |
|||||
Итого: 12 судов общей мощностью 26,9 МВт |
Источник: АО «ЦНИИМФ»
По сравнению с 2023 годом объемы поставок судов обеспечивающего флота снизились на пять единиц по количеству, также отмечается снижение мощности на 32% (−12,7 МВт). В прошлом году не передавались в эксплуатацию суда с большой мощностью.
В 2024 году в структуре поставок по назначению преобладали служебно-вспомогательные суда — восемь единиц (67%), в том числе четыре буксира; аварийно-спасательный флот пополнился тремя судами, а гидрографический флот — одним.
В 2024 году ФГУП «Росморпорт» получило в эксплуатацию два судна проекта RST38, построенных на судостроительном предприятии «Окская судоверфь» (г. Навашино, Нижегородская область). Суда предназначены для сбора нефтесодержащих (льяльных) вод с других судов. При соответствующем дооборудовании они могут быть использованы в качестве вспомогательного транспорта для доставки оборудования при ликвидации аварийных разливов нефти. Суда-сборщики «Копорье» и «Коппи» построены для обеспечения экологической безопасности и охраны водной среды в морских портах Усть-Луга и Ванино.
Флот ФГБУ «Морская спасательная служба» пополнился катером-бонопостановщиком проекта А40-2Б-Ф «Николай Бурков». Катер построен на судостроительном заводе «Море» (г. Феодосия, Крым). Строительство судна велось по поручению Росморречфлота в рамках госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Суда данного проекта предназначены для работы в составе береговой инфраструктуры морских и речных портов, а также обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды при аварийных разливах нефти. В частности, спасательные катера выполняют следующие задачи: транспортировка и постановка боновых заграждений в прибрежных морских поисково-спасательных районах, на акваториях бухт, заливов и морских портов; локализация распространения пролитых нефтепродуктов; ликвидация разливов нефти, сбор пролитых нефтепродуктов в жесткие плавучие емкости; построение нефтесборных ордеров.
В конце 2024 года были переданы заказчику три буксира ледового класса Arc4, построенные на китайской верфи: «Хабаровск», «Манорский» и «Шантары». Суда будут выполнять буксирно-швартовные операции в акватории угольного морского терминала «Порт Эльга». Терминал строится в районе мыса Манорский в Хабаровском крае. Его проектная мощность составит 30 млн т в год с последующим увеличением до 50 млн т в год. Уголь будет поступать с Эльгинского месторождения по Тихоокеанской железной дороге. По окончании строительства порт сможет принимать суда дедвейтом до 100 тыс. т класса Panamax. Новые буксиры обеспечат полноценную работу терминала на первых этапах. В дальнейшем планируется увеличение флота этого проекта еще на одну-две единицы.
АО «Охотская судоходная компания» получила новый буксир «Натан Несис», построенный на верфи Hung Seng Shipbuilding в Малайзии. Это позволит компании увеличить объем перевозимых грузов.
ФГУП «Росморпорт» приняло в эксплуатацию головное судно проекта FPDG3 «Николай Русанов». Всего было заказано три несамоходных земснаряда. Все суда серии строятся ООО «Стройлидерплюс» на производственной площадке судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области. «Николай Русанов» представляет собой земснаряд рефулерного типа со стальным корпусом, с проемом в носовой части для рамы, на которой размещены фреза и грунтозаборное устройство.
Транспортировка вынутого грунта (пульпы) на берег производится с помощью плавучего пульпопровода. Судно будет задействовано при проведении дноуглубительных работ в морской части Волго-Каспийского морского судоходного канала, а также на акваториях и подходах к морским портам.