журнал №2 (Май 2025)

Судостроение

Постоянная величина

Морской транспортный флот российских судовладельцев за 2024 год, как и годом ранее, пополнился 24 судами, из которых 67% построены в России.

Специалисты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (АО «ЦНИИМФ») проанализировали наличие морского транспортного флота (включая суда смешанного «река-море» плавания) и поставки судов для отечественных судовладельцев за 2024 год. В соответствии с исследованием общая численность судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, по состоянию на начало 2025 года составила 1353 единицы суммарным дедвейтом 15,5 млн т.

В настоящее время лишь 15% тоннажа приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами и аффилированные с российскими компаниями.

Флот под флагом России составил 1277 су­дов общим дедвейтом 13,2 млн т, из них сухогрузных — 849 единиц суммарным дедвейтом 4,9 млн т, наливных — 428 единиц общим дедвей­том 8,3 млн т.

Состав флота под иностранными флагами оце­нивается в 76 судов общим дедвейтом около 2,4 млн т, из них сухогрузных — 54 единицы сум­марным дедвейтом 0,8 млн т, наливных — 22 единицы общим дедвейтом 1,6 млн т.

Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2025 года

Вид флота

Флаг России

1277 судов общим дедвейтом 13,2 млн т

Иностранный флаг

76 судов общим дедвейтом 2,4 млн т

Сухогрузный

849 судов общим дедвейтом 4,9 млн т

54 судна общим дедвейтом 0,8 млн т

Наливной

428 судов общим дедвейтом 8,3 млн т

22 судна общим дедвейтом 1,6 млн т

За последние десять лет российские судовладельцы получили 233 новых морских транспортных судна общим дедвейтом 4,3 млн т.

В 2024 году российские судовладельцы получили 24 новых морских транспортных судна (включая суда смешанного «река-море» плавания) суммар­­ным дедвейтом 378,1 тыс. т, из них доля судов, построенных на отечественных верфях, составила 67%.

В строительстве судов были задействованы следующие российские верфи: ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ООО «ССК «Звезда», ООО «Невский ССЗ», АО «Костромская верфь», ПАО «СЗ «Вымпел», АО «СЗ «Море» и ООО «Паритет-Центр». Лидерами по количеству сданных в 2024 году судов стали завод «Красное Сормово» (шесть сухогрузных судов) и Средне-Невский судостроительный завод (три пассажирских судна). Стоит отметить, эти суда построены в рамках реализации инвестиционного проекта по обновлению гражданского водного транспорта в России.

В 2024 году АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) приступило к поставке первых водных судов по инвестпроекту с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Компания опережающими темпами ведет контрактацию по проекту, стремясь к созданию длинных серий для обеспечения долгосрочной загрузки заводов. Всего ГТЛК поставила кли­ентам в 2024 году 36 судов, из них девять морских.