На данный момент Россия обладает самым большим и мощным ледокольным флотом в мире. При этом о планах по строительству ледоколов, в том числе с целью освоения Арктики, все чаще заявляют и другие страны.
Как известно, сегодня Россия имеет самый большой ледокольный флот в мире. В настоящее время арктический флот страны насчитывает 42 ледокола, включая 8 атомных и 34 дизель-электрических. При этом отечественная ледокольная группировка обновляется и пополняется. Так, в России продолжается строительство серии ледоколов нового поколения проекта 22220 мощностью 60 МВт каждый («Чукотка», «Ленинград») и самого мощного в мире ледокола «Россия» проекта 10510 («Лидер») мощностью 120 МВт. В 2025 году началось строительство седьмого универсального атомного ледокола «Сталинград» проекта 22220.
Между тем в последние несколько лет многие мировые державы не только активно заявляют о планах строительства собственного ледокольного флота, но и приступили к их реализации.
США
Для пополнения ледокольного флота США в свое время была разработана программа Polar Security Cutter, в рамках которой первый контракт был подписан еще в 2019 году. Планировалось, что компания VT Halter Marine (выкуплена Bollinger Shipyards в 2022 году из-за финансовых проблем) начнет передавать ледоколы в эксплуатацию с 2024 года. Однако данные планы так и не были осуществлены, и на сегодняшний день ни одного ледокольного судна не построено.
Эту ситуацию надеется исправить нынешний президент США Дональд Трамп, который заявил о намерении построить 48 ледоколов, в том числе для освоения Арктики и обозначения своего присутствия в данном регионе.
В настоящий момент ледокольный потенциал США практически полностью сосредоточен в акватории Великих озер. А единственный тяжелый ледокол в стране — Polar Star (находится на балансе Береговой охраны США) — построен еще в 1976 году и занимается в первую очередь снабжением антарктических станций. До недавнего времени в распоряжении США был также средний ледокол Healy, однако из-за пожара, произошедшего в 2024 году на борту, судно пока так и не вернулось к работе.
В декабре 2024 года для усиления своего присутствия в Арктике Береговая охрана США приобрела у дочерней компании Edison Chouest Offshore ледокольное буксирное судно-снабженец Aiviq, построенное в 2012 году. Уточняется, что оно будет переоборудовано под нужды Береговой охраны и переименовано в USCGC Storis.
Ожидается, что в текущем году Береговая охрана США выделит компании Bollinger Shipyards $951,6 млн на разработку рабочих чертежей и строительство первого тяжелого арктического ледокола как раз в рамках программы Polar Security Cutter. Однако первое судно будет построено не раньше мая 2030 года.
Помочь США с ледокольным флотом могли бы другие страны, специализирующиеся на строительстве таких судов, — например, Финляндия, с которой в 2024 году было заключено соглашение Icebreaker Collaboration Effort, подразумевающее сотрудничество в данной сфере. Одной из целей документа является увеличение производства ледокольных судов путем «обмена опытом, информацией и возможностями» между странами.
Кроме того, в начале мая президент Дональд Трамп объявил, что Соединенные Штаты планируют приобрести у Финляндии несколько ледоколов, пояснив, что они необходимы для обеспечения «мира и международной безопасности». Однако о конкретном количестве судов и сроках поставки речь пока не идет.
Канада
Канада является третьим подписантом соглашения Icebreaker Collaboration Effort. Стоит отметить, что пока страна справляется с обновлением ледокольного флота немного лучше, чем ее южный сосед. В этом году на верфи Seaspan Vancouver Shipyards началось строительство нового тяжелого ледокола, заказанного для Береговой охраны Канады. Отмечается, что многоцелевое судно станет первым полярным ледоколом, построенным в Канаде за более чем 60 лет. А все работы будут проходить в рамках Национальной стратегии судостроения (NSS) Канады.
Разработка функционального дизайна ледокола была завершена в 2024 году. Его длина составит 158 м, ширина — 28 м, проектное водоизмещение — 26 036 тонн. Этот ледокол спроектирован для круглогодичной работы в высоких широтах Арктики.