Россия внедряет централизованную систему управления северным завозом. В 2025 году ее начнут тестировать, также будут уточняться условия и объемы необходимых ресурсов, в том числе финансовых.
Жизнеобеспечение более 3 млн человек в 21 регионе России зависит от северного завоза. В 2024 году, по данным Минвостокразвития, жителям Крайнего Севера страны и приравненных к нему местностей было доставлено 3,4 млн тонн грузов. В 2025 году, по информации пресс-службы российского правительства, планируется завести почти 3,5 млн тонн грузов: продукты питания, лекарства, топливо и другие нужные людям товары.
По-новому
Этот год отличается от предыдущих тем, что впервые в современной истории России начнется внедрение централизованной системы управления поставками в рамках северного завоза, которая заложена федеральным законом «О северном завозе», вступившим в силу 1 апреля 2024 года.
Также начнут вводиться новые механизмы финансовой поддержки: в 10 раз расширен перечень товаров, на закупку и транспортировку которых могут предоставляться бюджетные кредиты.
Кроме этого, продолжится работа по созданию федеральной государственной информационной системы (ГИС) мониторинга северного завоза. Она позволит автоматизировать управленческие процессы и объединит в себе функции планирования, мониторинга движения грузов и контроля исполнения.
Единым морским оператором северного завоза в марте 2025 года правительство определило АО «Росатом Арктика». С 2025 года оно в пилотном режиме начнет выполнять доставку социально значимых грузов в Чукотский автономный округ. Полученный опыт планируется распространить на другие российские регионы. С 1 января 2026 года единый морской оператор начинает работать.
«Росатом Арктика» уже подготовил график рейсов, провел сверку объемов грузов по типам, уточнены сроки завоза и подтверждена готовность рынка к контрактации на долгосрочной основе с фиксацией стоимости при индексации. В 2025 году единому оператору потребуется обеспечить поставку в регион около 160 тыс. тонн грузов (в том числе 154 тыс. тонн — ГСМ, а также контейнеризированных грузов).
Все перечисленные нововведения нацелены на обеспечение бесперебойного снабжения населенных пунктов Севера, сокращение сроков и стоимости доставки грузов.
Финансовая поддержка
Перемены уже стартовали. Именно сейчас будут тестироваться и уточняться принятые решения, механизмы, определятся условия и необходимые объемы ресурсов. В частности, министерство финансов РФ в 2025 году впервые выделило финансирование в размере 10 млрд руб. на бюджетные кредиты регионам, обеспечивающим северный завоз. Средства выделены отдельным лимитом. «Но это будут не двухлетние кредиты, как предлагалось ранее, а однолетние», — уточнили в министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития).
Как отметил губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, бюджетные кредиты востребованы и являются хорошим подспорьем для регионов. «Но с точки зрения той квоты, которая выделяется в целом регионам, в том числе и нашему, пока для нас это одна десятая от потребности. Безусловно, то, что мы получаем кредит под 1–2%, выгодно, но квоту казначейских кредитов нужно увеличивать и одновременно смотреть на возможности субсидирования процентных ставок, если привлекаются коммерческие кредиты под нужды северного завоза», — сказал он.
Губернатор также считает необходимым увеличить сроки предоставления кредитов. «Мы берем сейчас кредит для того, чтобы делать закупку, и этот кредит должны отдать в конце года. С точки зрения структуры самого северного завоза и получения средств за товары — например, за топливо для ЖКХ, мы точно выходим за один год», — разъяснил Владислав Кузнецов. Таким образом,
в системе однолетних кредитов все равно приходится перекредитовываться, что в конечном счете опять приводит к увеличению стоимости товаров, доставляемых по северному завозу.
Первый бюджетный кредит в размере 3,1 млрд руб. для обеспечения северного завоза в 2025 году получила и Якутия. «Мы его получили в очень нужное время, когда ставки коммерческих банков варьируются от 24% до 30% для предприятий, которые завозом занимаются», — рассказал глава Республики Саха (Якутии) Айсен Николаев.
Но все же в этом году северный завоз будет крайне сложным для регионов из-за высокой ключевой ставки, предупредил Айсен Николаев. По его словам, в 2024 году предприятия, которые были задействованы в северном завозе, заплатили по процентам коммерческих кредитов около 10 млрд руб. (с начала 2024 года ключевая ставка составляла 16% годовых, в июле она была повышена — 18%, в сентябре — до 19%, в октябре — до 21%. — Прим. ред.). В текущем году, если ключевая ставка будет весь год держаться на уровне 21%, выплаты по процентам увеличатся до 15 млрд руб.
То есть уже на начальном этапе внедрения такой меры господдержки, как бюджетный кредит, видно, что сроки кредитования и объем финансирования надо увеличивать. Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, опираясь на расчеты, считает, что необходимо около 30–40 млрд руб. бюджетных кредитов, а не 10 млрд руб.