В сложившихся геополитических условиях России необходимо сделать рывок в дальнейшем развитии Арктической зоны и Трансарктического коридора, чтобы укрепить свой транспортный суверенитет. Сейчас ведется поиск вариантов решения этой задачи.
Арктический регион всегда имел важное значение из-за своего геополитического, военно-стратегического положения и ресурсного потенциала. В 2020 году в России были утверждены основы государственной политики в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Экономика Арктической зоны получила мощный толчок к развитию.
По данным Минвостокразвития, за последние четыре года в интересах Арктики принято 13 федеральных законов и более 70 актов правительства. Здесь создана крупнейшая в мире свободная экономическая зона, три территории опережающего развития. Реализуются 950 инвестиционных проектов с размером инвестиций чуть более 2 трлн руб. Введено в эксплуатацию 300 предприятий. На сегодняшний день инвесторами уже вложено более 740 млрд руб. Суммарный объем реализуемых в Арктической зоне РФ инвестиционных проектов составил 35 трлн руб.
Активно развивается Северный морской путь (СМП), который является главной транспортной артерией в Арктике. В 2024 году по СМП был перевезен рекордный объем грузов — 37,9 млн тонн.
Как заявил на Международном арктическом форуме (МАФ-2025) в Мурманске президент РФ Владимир Путин, к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути может достигнуть 70–100 млн тонн.
Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов, строительства и модернизации портовой инфраструктуры. В Арктическом бассейне расположены 14 морских портов грузооборотом около 100 млн тонн в год. Реализуется план развития Северного морского пути, которым в том числе предусмотрено расширение действующих и строительство новых морских терминалов, создание грузовых подходов с целью наращивания объемов перевозок угля, удобрений, контейнеров. В числе крупнейших проектов — новый терминал «Утренний» и терминал в Тамбее (Обская губа), порт Найба (Якутия), угольный терминал для Сырадасайского месторождения и нефтепорт «Бухта Север» (Таймыр), терминал на мысе Наглёйнын (Певек). В последнее время роль Арктики в мировом и государственном измерении значительно возросла.
Арктика как единый проект
На фоне изменения мировой повестки, санкционных ограничений возникла потребность актуализировать Стратегию развития Арктической зоны РФ с учетом новых вызовов. В конце прошлого года глава российского правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение.
Для того чтобы России закрепить свои лидерские позиции в Артике, необходимо совершить рывок. Поэтому именно сейчас российские власти, ученые, эксперты и бизнес определяют приоритеты дальнейшего развития, механизмы привлечения средств, увязывают сроки реализации проектов, формируют новые инструменты эффективного взаимодействия и создают условия для их реализации.
Как отметил на МАФ-2025 в Мурманске секретарь Госсовета, помощник президента РФ Алексей Дюмин, по оценке экспертов, в Арктике на сегодняшний день находится свыше 1,5 трлн кубометров газа и 83 млрд баррелей неразведанной нефти. Это порядка 13% от всех мировых запасов. «Исходя из этого, необходимо определиться с перспективами — это и сроки, и объемы — освоения ископаемых в Арктической зоне… В условиях мировых трендов на обострение борьбы за ресурсную базу важно вовремя и оперативно реагировать, перераспределять ресурсы на ключевые направления развития, которые помогут России закрепиться и улучшить свои позиции лидера освоения Арктики», — сказал Алексей Дюмин.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В декабре 2024 года утвержден федеральный проект по развитию Большого Северного морского пути — транспортного коридора от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока, за которым уже закрепилось название «Трансарктический коридор».
В январе 2025 года правительство России утвердило Стратегию пространственного развития страны до 2030 года с прогнозом до 2036 года. В новой стратегии отражены такие задачи, как формирование сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны.