Российский бункерный рынок в 2024 году продолжил восстановление, достигнув 8,1 млн тонн, что на 13% превышает показатель 2023 года.
Рост объемов продаж судового топлива произошел под влиянием внутренних факторов и изменений в логистике международных перевозок. Лидерами рынка остаются крупные игроки: «Газпромнефть Марин Бункер» (23%), «Лукойл-МаринБункер» (17%), «РН-Бункер» (11%) и «Балтийская Топливная Компания» (БТК) (11%).
Балтика: драйвер роста
Наибольшее оживление продаж наблюдалось в Балтийском регионе, где было реализовано 3,5 млн тонн судового топлива, что эквивалентно 43% от общего объема продаж по стране. Этот рост обусловлен увеличением поставок в азиатские страны, минуя европейские порты, что стало ответом на геополитические изменения и санкционное давление западных стран. Ключевым игроком в этом регионе традиционно является независимый игрок — «Балтийская Топливная Компания», реализующая не менее четверти объема регионального рынка. Также значительные доли принадлежат «Лукойл-МаринБункер» (23%) и «Газпромнефть Марин Бункер» (23%).
Однако участники рынка считают, что дальнейший рост продаж судового топлива в Балтийском регионе может быть ограничен, т. к. в ближайшее время не планируется существенного увеличения стивидорных мощностей. В то же время продолжается развитие портовой инфраструктуры в российском сегменте Арктики.
Арктика: есть потенциал
Реализация бункерного топлива в Арктическом регионе в 2024 году увеличилась незначительно. Здесь было продано чуть более 800 тыс. тонн судового топлива. Очевидно, этот регион имеет потенциал для дальнейшего увеличения объемов продаж судового топлива по мере развития проектов крупных российских корпораций, таких как «НОВАТЭК» и НК «Роснефть». Участники рынка ожидают, что в ближайшие годы Арктика станет одним из ключевых драйверов роста бункеровочного рынка, особенно при условии ослабления или снятия санкций.
Южный регион: устойчивость
В Южном регионе, в портах Черного, Азовского и Каспийского морей, а также в ключевых устьевых портах, реализовано в 2024 году около 1,4–1,5 млн тонн судового топлива. По сравнению с 2023 годом зафиксирован незначительный рост.
Лидером здесь традиционно остается «Лукойл-МаринБункер» с долей 24%, за ним следует «Газпромнефть Марин Бункер» (20%), а замыкает тройку лидеров «Черноморская буксирная компания» (9%).