журнал №1 (Март 2025)

Портовый сервис

«Бункеруй, детка» — пока можешь

В портах России цены на большинство видов судового топлива падали с осени 2023 года. Лишь с осени 2024 года наблюдался небольшой рост цен.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США и его лозунг «бури, детка, бури» не сулят высоких цен на нефть в обозримой перспективе. А развернутые им торговые войны способны как снижать спрос на нефть в мире, так и ломать привычные логистические цепочки, что неизбежно отразится на бункерном рынке.

Мировые цены на нефть продолжают находиться в понижательном тренде, который сформировался еще весной 2024 года. Политика новой администрации США в целом лишь поддерживает нисходящее движение благодаря поощрению собственной добычи и торговым войнам. По состоянию на первую декаду февраля 2025 года цена на нефть Brent находилась на средних значениях, наблюдавшихся с сентября прошлого года, и составляла около $75 за баррель.

Конечно, в условиях крайней геополитической нестабильности может произойти все что угодно. Однако если исходить из имеющихся предпосылок, то нефтяные цены в обозримой перспективе, скорее всего, будут продолжать снижаться. Кроме того, обострение торговых войн может спровоцировать снижение объемов морских перевозок, что также будет способствовать сокращению спроса на судовое топливо в основных мировых хабах.

Еще одним глобальным фактором может стать восстановление судоходства по Баб-эль-Мандебскому проливу на фоне прекращения огня в Газе. Впрочем, судовладельцы не спешат возвращать суда в Красное море, т. к. ситуация на Ближнем Востоке продолжает оставаться нестабильной. Если это все же произойдет в 2025 году, то спрос на бункерное топливо может снизиться из-за сокращения средней протяженности рейсов по сравнению с маршрутом в обход Африки. Хотя в этом случае не исключено и возникновение временных дефицитов топлива, поскольку при изменениях маршрутов и графиков в портах могут возникнуть заторы из судов.

Специфические для России факторы, влияющие на бункерный рынок, остаются прежними: это дефицит провозной способности железных дорог, особенно на дальневосточном направлении; экспортные ограничения по нефтепродуктам, вводимые правительством; атаки на НПЗ и их внеплановые остановки; курс рубля и санкции.

Балтика

Цены на бункерное топливо на Балтике в целом следовали динамике мировых цен на нефть. После достижения локального пика в октябре 2023 года они пребывали в понижательном тренде.