Участники рынка контейнерной логистики вновь бьют тревогу. Порожние контейнеры вывезти железной дорогой стало практически невозможно, имеются проблемы и с их вывозом морским транспортом.
С 12 декабря 2024 года РЖД ввели новый порядок приема порожних контейнеров под перевозку. Теперь получателям таких контейнеров необходимо предоставлять письменное подтверждение для организации перевозки. При этом перемещение порожних контейнеров возможно лишь в порядке очередности, предусмотренной Временными правилами доступа к инфраструктуре, в соответствии с которыми они относятся к 9-й очереди (в то время как груженые контейнеры к 8-й).
Опрошенные «ПортНьюс» участники рынка говорят, что проблема связана как с фактическим нежеланием железнодорожников гнать порожняк, так и с политикой морских операторов, вводящих собственную приоритетность в перевозках.
«Сейчас пошла очередная волна оверстока (переизбытка. — Прим. ред.) линейных контейнеров в Санкт-Петербурге. Вывоз порожних контейнеров из центральных регионов России — это реальная проблема. Железная дорога порожние контейнеры не везет, а есть еще и приоритетность у морских перевозчиков, которым нужно вывозить свое оборудование. Например, в октябре наша компания как агент OVP Shipping завозила порожние контейнеры из Китая (порядка 700 40-футовых контейнеров), потому что у нас их не хватало, а сейчас их уже скопилось много ввиду того, что порожние контейнеры приходят из-под грузов, которые переваливались через Владивосток и Новороссийск», — рассказал генеральный директор и совладелец компании C-Shipping Алексей Гагаринов.
Ранее в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) сообщали о порядка 1 млн TEU порожняка, скопившегося в европейской части России: если раньше контейнерные линии вывозили избыточный объем порожних контейнеров за свой счет, то теперь этот баланс нарушился, и в 2022 году в страну заехало примерно на 1 млн TEU больше, чем выехало. Этот миллион осел в европейской части и ждет вывоза.