журнал №1 (Март 2025)

Логистика

Тяжелая логистика

В Прикаспийских государствах реализуется ряд крупных промышленных проектов, требующих доставки тяжеловесного негабаритного оборудования, в том числе по внутренним водным путям России. Компаний, которые способны организовать такие перевозки и имеют необходимый флот, — ​единицы.

Встраны Каспийского региона для строительства промышленных объектов требуется доставка тяжеловесного негабаритного оборудования: блоков, модулей, колонн и т. п. грузов, которые производятся в отдаленных странах (Китай, Юго-Восточная Азия, ЕС). Эти грузы доставляются либо наземным маршрутом из Китая, либо на крановых судах в порты Турции или Балтики, а оттуда перевозятся по внутренним водным путям России (ВВП России) в порты Каспия, далее к строительным площадкам. Компаний, которые способны организовать такие перевозки по ВВП России, — ​единицы, а по некоторым параметрам вообще лишь одна.

В Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане в настоящее время реализуется ряд проектов по строительству крупных производств, ТЭЦ, ГРЭС, НПЗ и ГПЗ (нефтепереработка и нефтехимия), ветроэнергетических парков и мощностей и др. Среди наиболее крупных проектов можно выделить такие, как «Силлено», предполагающий создание первого интегрированного газохимического комплекса по производству полиэтилена мощностью 1,25 млн тонн в Атырауской области Казахстана; развитие мощностей компании «Каз-Азот» (Казахстан); строительство электростанции на базе парогазовой установки с маневренным режимом генерации общей мощностью до 1000 МВт — ​Туркестан ПГУ, Ферганской ТЭЦ (FNPZ, Узбекистан); строительство газовой электростанции в Сурхандарье и строительство Самаркандского химического комплекса по выпуску минеральных удобрений (Узбекистан), а также еще несколько энергетических объектов.