Энергетические и промышленные проекты, реализуемые в различных странах, обеспечивают активный рост заказов на транспортировку проектных грузов. По мнению экспертов, в 2025 году на фоне высокого спроса ожидается увеличение ставок на перевозки этой категории.
Согласно прогнозу консалтинговой компании Drewry, в текущем году ставки на тайм-чартер судов для проектных грузов (или так называемых негабаритных) на мировом рынке вырастут на 10–20%. Помимо роста общего числа заказов, это связано еще и с тем, что количество судов, способных перевозить такие грузы, остается ограниченным. Подходящий флот бронируется заблаговременно и на долгий период.
При этом активный ввод новых многоцелевых судов в ближайшие несколько лет не планируется: объем портфеля заказов в данном сегменте довольно небольшой. А то, что будет построено, позволит не нарастить мощности, а лишь даст возможность частично компенсировать выбывающий тоннаж. Многие судовладельцы и вовсе отказываются от планов по утилизации старого флота, предпочитая сохранять возрастные суда в рабочем состоянии.
В целом транспортировка проектных грузов — сложная, ответственная и дорогая операция, требующая как соответствующих ресурсов, так и опыта.
Резервуары и печи для Бельгии
В порту Антверпен продолжается реализация проекта Project One компании INEOS, в рамках которого в Европе будет построена установка крекинга этана. В январе 2025 года британская компания Deugro завершила транспортировку из Китая в Бельгию более 52,6 тыс. куб. м оборудования. В частности, были доставлены десять резервуаров для приемки и хранения продуктов нефтехимии.
Как пояснил руководитель отдела глобального фрахтования компании Deugro Кай фон Таубе, сложность доставки заключалась в том, чтобы в короткие сроки найти необходимое количество подходящих для такой транспортировки судов, а также обеспечить на палубах достаточное пространство для размещения негабаритного груза.
Доставка резервуаров осуществлялась двумя судами компании Jumbo Shipping. Каждый из резервуаров весит 738 тонн и имеет размеры 47,8×9,2×11,5 м. Первым в рейс отправилось судно Jumbo Fairplayer: на борт были погружены пять резервуаров. Судно класса K3000, оснащенное системой динамического позиционирования, является одним из двух судов класса K в мире с безопасной рабочей нагрузкой 3 тыс. тонн.
Спустя три недели из Китая вышло второе судно — Jumbo Fairmaster. Последнее столкнулось с задержкой из-за большой загруженности китайского порта. Чтобы убедить администрацию терминала провести внеочередную погрузку, компания Deugro обеспечила дополнительные бригады по креплению и сварке груза на борту.