журнал №1 (Март 2025)

Портовая инфраструктура

Гидроузел близок к развязке

ООО «Межрегионстрой» до конца 2026 года намерено завершить первый этап строительства Красногорского гидроузла на реке Иртыш. Его сооружение ведется с 2011 года.

Красногорский гидроузел является одной из ступеней, предусмотренных Комплексным планом использования р. Иртыш, разработанным еще в СССР в 50-е годы XX века. Помимо Красногорского гидроузла, согласно комплексному плану, дополнительно к уже построенным, необходимо построить еще три гидроузла: два на российской стороне и один на казахстанской.

Возведение Красногорского гидроузла решает сразу несколько задач: это обеспечение судоходства на затруднительных участках, нормализация работы водозаборов в г. Омске в условиях дефицита водных ресурсов, улучшение качества воды, особенно в меженный период, за счет аккумулирования большого объема воды и его способности к самоочистке. Реализация этих планов началась только в 2011 году с финансированием по различным госпрограммам, из федерального и регионального бюджетов. К 2014 году генподрядчик (ООО «НПО «Мостовик») выполнил значительные объемы земляных и бетонных работ по основным сооружениям левобережной части гидроузла и судоходному шлюзу с подходными каналами. Однако из-за банкротства компании работы были приостановлены.

Другая компания (ООО «ОЭК») в период с 2016 по 2017 годы выполнила лишь небольшой объем бетонных работ по судоходным сооружениям с частичной реконструкцией системы водопонижения. После чего работы по строительству гидроузла были окончательно остановлены.

Региональные власти решили завершить начатое и ввести Красногорский гидроузел в эксплуатацию в два этапа:

  • 1-й этап предусматривает продолжение строительства и сдачу во временную эксплуатацию всех основных гидротехнических сооружений и второстепенных сооружений левого берега и судоходного шлюза, а также необходимого для их функционирования комплекса вспомогательных сооружений, инженерных сетей и систем, без создания водохранилища и замкнутого напорного фронта.
  • 2-й этап предполагает завершение подготовки зоны водохранилища, строительство всех основных и второстепенных сооружений и объектов правого берега, объектов инженерной защиты, перекрытие русла реки, заполнение водохранилища и сдачу гидроузла в постоянную эксплуатацию.

В 2019 году было получено положительное заключение «Главгосэкспертизы России» на скорректированную АО «Волгаэнергопроект» проектную документацию 1-го этапа строительства. Генподрядчиком строительства с 2022 года стало ООО «Межрегионстрой».

В связи со значительными перерывами в строительстве произошли изменения в конфигурации ранее возведенных или частично возведенных бетонных и земляных сооружений, были обнаружены значительные осадки бетонных конструкций, наличие фильтрации по основаниям сооружений, что могло привести к разуплотнению оснований и созданию аварийной ситуации. Поэтому «Межрегионстрой» в 2023 году привлек АО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс», которое провело обследование сооружений. В результате на нижней голове шлюза, левобережной бетонной плотине, левобережной земляной плотине, центральной земляной плотине работы были остановлены до разработки проектных решений по восстановлению конструктивной надежности данных сооружений.

В 2024 году заказчиком был заключен договор с «Ленгипроречтрансом» на корректировку проектной документации по 1-му этапу строительства с разработкой мероприятий, обеспечивающих конструктивную надежность и безопасность сооружений. Проектная документация разработана и в настоящее время находится на государственной экспертизе.

Несмотря на необходимость свернуть фронт работ, «Межрегионстрой» сохранил на строительной площадке персонал и технику. В этот период выполнялись работы, не зависящие от корректировки проектных решений, обеспечивалось содержание недостроенных сооружений, включая работу системы водопонижения. Темпы строительства, конечно же, существенно снизились.

Сегодня наконец-то узел накопленных проблем этой стройки если еще не решен, то уже «развязан». Несмотря на то, что заключение государственной экспертизы по скорректированной документации еще не получено, все технические решения уже определены и понятны. Подрядчиком совместно с заказчиком, проектировщиком разработан детальный график завершения строительства с учетом проектных решений, находящихся на экспертизе.

«С марта 2025 года строительство гидроузла возобновляется с высокими темпами. Поставлена задача завершить 1-й этап строительства до конца 2026 года с тем, чтобы в навигацию 2027 года 1-й этап уже эксплуатировался (по временной схеме) и можно было приступить к перекрытию русла р. Иртыш для строительства 2-го этапа (завершения строительства гидроузла)», — ​рассказали в ООО «Межрегионстрой».

В компании отметили, что, несмотря на фактический перерыв в строительстве практически на два года из-за необходимости проведения обследования и разработки проектного решения, срок строительства гидроузла будет увеличен только на один год.

Проектная документация по 2-му этапу строительства уже разработана АО «Ленгипроречтранс» и находится на государственной экспертизе. Согласно дорожной карте строительства гидроузла, плановый срок завершения 2-го этапа с вводом в эксплуатацию гидроузла по постоянной схеме — ​к навигации 2029 года.