журнал №1 (Март 2025)

Портовая инфраструктура

Речные аномалии

Грузооборот на внутренних водных путях России растет, в то время как расходы на их содержание снижаются, порты нуждаются в реконструкции.

Внавигацию 2024 года грузооборот на внутреннем водном транспорте вырос на 9,7% — ​до 120 млн тонн, такие данные были представлены в декабре прошлого года на совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. В Азово-Донском бассейне объем грузоперевозок вырос на 28%, в Волго-Донском — ​на 27%, в Московском — ​на 22%, а в Камском — ​на 20%. Путейцы обеспечивали гарантированные габариты на 49 тыс. км судовых ходов, в том числе провели дноуглубительные работы в объеме более 20 млн куб. м.

Примечательно, что рост объемов грузоперевозок происходит на фоне постоянного недофинансирования затрат на содержание и капитальный ремонт. По данным Росморречфлота, представленным осенью прошлого года, в 2024 году на содержание ВВП было выделено 27,9 млрд руб., что составляет 84% от нормативных расходов, а в 2023 году показатель составил 28,3 млрд руб., или 88%. В 2025 году агентству придется потуже затянуть пояс: государство планирует профинансировать работы по содержанию и капитальному ремонту водных магистралей страны на уровне чуть более 72% от плана.

Госинвестиции в развитие речной инфраструктуры в рамках федеральных программ невелики. В бюджет на ближайшие три года на «Развитие опорной сети внутренних водных путей» суммарно заложено около 40 млрд руб. При помощи этих инвестиций планируется увеличить количество судоходных путей для судов с осадкой 3,6 м до 99%.

Впрочем, наличие средств еще не является гарантией реализации запланированных проектов. В конце прошлого года министр транспорта Роман Старовойт признал, что около 10 инфраструктурных проектов развития внутренних водных путей, предусмотренных предыдущим пятилетним федеральным проектом, не удалось реализовать. Глава Минтранса отметил, что причинами стали санкции против России, банкротство некоторых компаний, удорожание в процессе проектирования, некачественная проектная документация (по двум проектам). Роман Старовойт подчеркнул, что от данных проектов не отказываются, и они будут реализовываться в 2025 году.

Сокращение финансирования содержания ВВП является одним из основных препятствий в развитии речной отрасли, которая сегодня обеспечивает, по разным оценкам, порядка 2% от общего объема национальных перевозок. Как считает директор по судоходной политике «Российской палаты судоходства» Анна Исаева, 100% финансирование содержания ВВП от норматива — ​одно из основных условий успешного развития отрасли. Надежды возлагаются на программу «Развитие опорной сети внутренних водных путей», которая могла бы обеспечить гарантированную осадку 3,6 м для прохождения судов по Единой глубоководной системе (ЕГС) и позволить эффективно эксплуатировать флот независимо от водности в конкретную навигацию. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо реализовывать справедливую тарифную политику, формируя баланс между разными видами транспорта.