Жители Краснодарского края, местные предприятия и приехавшие в регион волонтеры прилагают максимум усилий для устранения последствий аварий с танкерами в Керченском проливе и минимизации влияния разлива мазута на экосистему края.
Врезультате крушения двух танкеров класса «река-море» «Волгонефть‑212» и «Волгонефть‑239», перевозивших около 9,2 тыс. тонн мазута, во время шторма в Керченском проливе 15 декабря 2024 года в море вылилось около 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов. В работу по ликвидации последствий аварии оперативно включились региональные и федеральные власти, спасатели, волонтеры и бизнес.
Копания «ОТЭКО» (оператор морских терминалов в порту Тамань) с первых дней стала активным участником работ по уборке мазута с побережья Темрюкского района, где находится предприятие. В помощь ликвидаторам компания отправила спецтехнику — фронтальные погрузчики, экскаваторы и самосвалы для сбора и вывоза замазученного песка с пляжа, автобусы высокой проходимости для перевозки людей с одной проблемной территории на другую. Также компания обеспечивала волонтеров необходимым снаряжением, уборочным инвентарем и организовывала им горячее питание. Работы по сбору нефтепродуктов осложнялись тем, что море вновь и вновь выносило сгустки мазута на уже очищенный песок.
В качестве волонтеров в ликвидации последствий аварии принимали участие и сотрудники грузовых терминалов ОТЭКО. «Вопросов ехать — не ехать на уборку мазута даже не возникало, многие сотрудники сразу откликнулись, компания все оперативно организовала», — рассказал специалист по безопасности на железнодорожном транспорте Дмитрий Юферев.
Всеобщими усилиями сбор мазута стал организованным и более продуктивным. Однако в первой декаде января ситуация обострилась: произошел разлив мазута из кормовой части танкера «Волгонефть‑239», севшего на мель в районе мыса Панагия неподалеку от причалов Таманского терминала навалочных грузов.
Место аварии огородили специальными бонами, чтобы мазут не растекался. Специалисты и техника компании участвовали в замене бонов вокруг танкера на новые (так как по мере накопления мазута старые теряли свои защитные свойства), а также в работах по устройству технической дороги к кормовой части и специального защитного вала. Эти сооружения позволили удержать топливо внутри танкера для последующей его откачки с судна.
Генеральный директор наливного терминала ОТЭКО Павел Быков рассказал о ликвидации ЧС возле мыса Панагия: «Главной задачей стало строительство временной дороги, по которой спецтехника могла бы проходить вдоль берега и к танкеру «Волгонефть‑239» для откачки и вывоза мазута. Компания оказывала полную поддержку как в подвозе инертного материала для строительства, так и в предоставлении техники, обеспечила связь и ночное освещение». Одновременно велся сбор мазута вдоль береговой линии силами Морспасслужбы, МЧС и добровольцев, а с воды нефтепродукт собирался экскаваторами. Далее мазут вывозился на площадки компании для транспортировки к местам утилизации в железнодорожном составе.
С 18 декабря в работах по ликвидации последствий аварии приняли участие более 500 сотрудников ОТЭКО, а спецтехника компании провела более 400 рабочих смен на различных участках пляжей, возведении дороги и защитного вала вокруг танкера.
«От предприятия идет большая помощь: здесь и люди, и техника — от строительной до мобильных световых башен. Компания во многом решает вопрос с обеспечением всем необходимым. Огромное им спасибо за содействие, которое коллеги сегодня оказывают», — отметил заместитель губернатора Краснодарского края Евгений Пергун.
В настоящий момент все нефтепродукты с потерпевшего крушение танкера «Волгонефть‑239» откачаны и вывезены на утилизацию. Ведется поэтапный демонтаж самого судна.