Санкционное давление, геополитическая неопределенность и торговые войны станут ключевыми факторами, оказывающими влияние на реализацию проектов развития российских портовых мощностей в 2025 году.
В условиях беспрецедентных санкций по итогам 2024 года морские порты России показали незначительное снижение. Главными вызовами 2025 года будут: угроза расширения санкций (особенно в нефтегазовом секторе), неблагоприятная рыночная конъюнктура по углю, снижение урожая зерновых, нестабильная геополитическая ситуация и торговые войны. Эти риски могут поставить под вопрос реализацию ряда новых проектов, но в то же время сделать более актуальными хорошо забытые старые.
Грузооборот морских портов России за 2024 год, по данным «Морцентр-ТЭК», сократился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 886,3 млн тонн. Если посмотреть на структуру грузопотока, то «главную скрипку» в этом снижении играли уголь (–9,8%), нефтепродукты (–7,1%), нефть (–1,7%) и черные металлы (–10,8%).
Одновременно наблюдался рост по таким грузам, как контейнерные (+10,8%), минудобрения (+15,7%), руда (+26,3%), зерно (+6%), СПГ (+5,9%). При этом прирост наблюдался в основном в импорте (+11%), в то время как экспортные грузы совокупно просели на 1,9%.
Уголь
Уголь остается основным по объемам сухим грузом, перегружаемым в российских портах во всех морских бассейнах. Перспективы его экспорта пока не выглядят радужными — хотя есть нюансы.
Главным фундаментальным фактором, тормозящим экспорт угля, является трансформация экономики основного его покупателя — Китая. В настоящее время Китай потребляет около половины всего мирового экспорта угля. Столь высокий уровень закупок объяснялся урбанизацией и экстенсивным развитием промышленности.
Однако в последнее время в экономике КНР наблюдаются процессы, которые объективно уменьшают потребность в угле. Во-первых, темпы урбанизации снижаются — рынок недвижимости в этой стране стагнирует и перенасыщен. Во-вторых, страна активно движется по пути энергоперехода и зеленой энергетики, а также делает ставку на инновации и повышение эффективности производства, производительности труда вместо продолжения экстенсивного развития. Ярким примером этого является ускоренное строительство т. н. ультрасверхкритических угольных электростанций, позволяющих экономить уголь при выработке электроэнергии. Так, если в структуре мощности действующих угольных электростанций на ультрасверхкритические приходится 32%, то среди строящихся станций их доля достигает уже 95%.
Торговая война, которая разворачивается с США, также способствует замедлению китайской экономики.
Несмотря на то, что по итогам 2024 года Китай увеличил импорт угля на 14,4% — до 540 млн тонн, здесь есть несколько важных нюансов. В частности, в Китае растет собственная добыча угля, которая по итогам года достигла 440 млн тонн. По имеющимся данным, в китайских шахтах уже формируются существенные запасы, что потенциально снижает потребности во внешних закупках. Кроме этого, прирост импорта был обеспечен не российским энергетическим углем, а в основном коксующимся углем из Монголии, Австралии и Индонезии.