журнал №1 (Март 2025)

Судостроение

Верфи набили портфель

По итогам 2024 года зафиксирован самый большой объем заключенных контрактов на строительство нового флота за последние 17 лет. В мире отмечается также рост портфеля заказов на суда на альтернативном топливе.

Согласно обзору Clarksons Research, в прошедшем году иностранные верфи получили заказы на строительство судов совокупным компенсированным валовым регистровым тоннажем (CGT) 66 млн тонн и общей стоимостью $204 млрд. На долю Китая пришлось более двух третей всех контрактов по тоннажу, что определило лидирующие позиции страны практически во всех основных секторах рынка. Средняя цена на новые суда на азиатском рынке в 2024 году достигла $90 млн, что на 30% выше предыдущего максимума, достигнутого в 2022 году, и намного выше среднего уровня за последнее десятилетие (около $50 млн).

Рост средней цены объясняется внедрением зеленых технологий, а также тем, что владельцы подписывают контракты на более крупные суда. Например, средний размер судна, заказанного в 2024 году, составляет 54 тыс. регистровых тонн, что является рекордным максимумом и на 40% превышает средний показатель за 10 лет. При этом более дорогие типы судов, такие как газовозы, контейнеровозы и круизные суда, составляют почти 50% тоннажа, заказанного в ушедшем году.

Контейнеровозы

Стоит отметить, что 2024 год характеризуется не только ростом спроса на новые суда в целом, но и пристальным вниманием к различным сегментам. Особую активность проявили линейные контейнерные перевозчики. Ажиотаж заказов обусловлен стремлением судовладельцев повысить эффективность работы флота и более широко использовать альтернативные виды топлива, в том числе сжиженный природный газ (СПГ) и метанол. Помимо сокращения расходов и замены стареющего флота, общая цель декларируется как снижение выбросов CO2 на контейнер на заданном расстоянии.

В общей сложности судоходные компании подтвердили свои заказы на общую сумму $38 млрд. При этом 9 из 20 ведущих судоходных линий разместили заказы на контейнеровозы вместимостью 12 тыс. TEU и более. Так, швейцарская компания MSC заключила соглашения на строительство на китайском судостроительном заводе Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding шести двухтопливных контейнеровозов вместимостью по 19 тыс. TEU. Стоимость строительства одного судна на этой верфи, по оценкам экспертов, составит $210 млн. Их передача заказчику запланирована на 2027–2028 годы.

MSC также инвестирует в строительство 12 контейнеровозов, которые будет строить китайская верфь Penglai Jinglu. Данные суда смогут работать на СПГ, а их вместимость составит 11,5 тыс. TEU. Строительство одного судна на этой верфи обойдется MSC примерно в $140 млн.

По оценке BIMCO, общий портфель заказов на контейнерные суда в конце 2024 года достиг 8,3 млн TEU, что является новым рекордным показателем по сравнению с предыдущим максимумом в 7,8 млн TEU в начале 2023 года.

Заказы на контейнеровозы в 2024 году достигли 4,4 млн TEU, что стало вторым показателем за всю историю отрасли. Наибольшую выгоду от стремительного роста судостроительных заказов за последние четыре года получили верфи Китая, которым в настоящее время досталось 72% от общего количества заказов. У южнокорейских и японских верфей 22% и 5%, соответственно. При этом 99% данного портфеля будет выполнено в период с 2025 по 2029 годы.