О формировании и развитии отечественного рынка электрических судов рассказывает генеральный директор ООО «Эмпериум» Андрей Бубнов.
Мировой рынок электрических и гибридных судов устойчиво растет. По оценкам экспертов, к 2030 году его объем удвоится до порядка $15 млрд. При этом рынок еще находится в стадии формирования. Суммарное количество электро- и гибридных судов в мире оценивается в размере 1000 единиц, при миллионах судов на ДВС. Доля России в мировом электрофлоте не превышает нескольких процентов, несмотря на крупнейший реализованный серийный проект в Москве.
— Андрей Владимирович, сколько и каких электрических и гибридных судов уже построила компания на данный момент?
— С момента основания в 2019 году компания активно развивает производство речных судов с электро- и гибридными двигателями, предлагая инновационные решения для внутреннего водного транспорта страны. «Эмпериум» — первый в мире серийный производитель электрических судов, согласно международной книге рекордов INTERRECORD.
На данный момент компания реализовала несколько проектов. Во-первых, это пассажирские аква-электробусы «Синички» («Экобас»). С 2021 по 2023 годы построено 21 судно, которые с июня 2023 года эксплуатируются в Москве, обеспечивая экологически чистые пассажирские перевозки. Еще 10 готовятся к сдаче для открытия третьего регулярного маршрута в Москве. По данным департамента транспорта г. Москвы, «Синички» уже перевезли более 1,7 млн пассажиров.
Во-вторых, прогулочные электрические катамараны («Экокруизеры»). В 2023–2024 годах сданы заказчикам три таких судна для эксплуатации в Нижнем Новгороде, Перми и Красноярске.
В-третьих, построены два судна, которые эксплуатируются в Санкт-Петербурге: головное пассажирское прогулочное судно проекта «Мойка 2.0» и одно судно типа «Эковольт», на котором мы испытали и внедрили систему автономной навигации и водородную установку.
— Как вы оцениваете свой экспортный потенциал?
— Сейчас мы сосредоточены на удовлетворении внутреннего спроса, однако наши достижения и технологические наработки создают основу для экспорта уже в ближайшем будущем. У нас есть необходимые ресурсы и компетенции для успешного освоения международных рынков. В настоящий момент мы готовимся к первым тендерам на поставку судов в страны BRICS.
— Какова стоимость электросудна в сравнении с аналогичным теплоходом, в чем преимущества?
— Стоимость электросудна сопоставима с дизельным аналогом. Однако преимущества инновационных электрических технологий очевидны. В первую очередь, использование электроэнергии вместо дизельного топлива позволяет кратно снизить эксплуатационные расходы.
Кроме того, электродвигатели требуют меньших расходов на обслуживание и имеют более длительный срок эксплуатации по сравнению с дизельными установками. Наконец, отсутствие выбросов вредных веществ и снижение уровня шума и вибрации делают электросуда более экологичными, эргономичными и привлекательными для использования в любых условиях.
— Какие элементы судна оказались наиболее уязвимыми в условиях санкционного давления и как вы решаете данную проблему?
— Многие судостроительные компании столкнулись с ограничениями поставок импортных комплектующих. Мы не исключение, у нас также возникли сложности с закупкой ячеек для аккумуляторных батарей. Для ответа на этот вызов «Эмпериум» прорабатывает возможности локализации производства с российскими производителями, а все текущие вопросы закрыли с помощью альтернативных поставщиков.
— Какую долю на рынке российских перевозок занимают электросуда?
— В структуре пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в России доля перевозок на электросудах пока невелика. Однако наблюдается устойчивая тенденция к увеличению использования электросудов, особенно в крупных городах.
Так, в Москве реализуется проект по увеличению количества электрического водного транспорта и созданию еще пяти регулярных речных маршрутов. Планируется, что к 2030 году в Москве будут курсировать 60 электросудов, а инфраструктура будет насчитывать 67 плавучих причалов. Наш флот создает новые места притяжения и улучшает качество жизни. Мы прорабатываем с субъектами РФ программы обновления пассажирского водного флота и строим планы на будущее.