Для содержания водных поверхностей страны в чистоте необходимо обновлять специальный флот и увеличивать его количество. Сейчас под наблюдением Российского морского регистра судоходства находятся всего 19 нефтемусоросборщиков, средний возраст которых более 25 лет.
Одной из наиболее острых угроз для морских, речных и озерных экосистем являются нефтяные разливы. Аварии на танкерах, утечки на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, сбои в транспортировке — эти инциденты приводят к образованию загрязненных участков, способных нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Ежегодно миллионы тонн мусора, преимущественно пластика, попадают в Мировой океан, моря, реки и озера, нарушая природный баланс и негативно влияя на здоровье человека, морскую флору и фауну. Для минимизации техногенных происшествий незаменимыми помощниками являются суда-нефтемусоросборщики, которые могут оперативно приступить к уборке загрязнений.
Протяженность морской границы страны составляет более 38 тыс. км. Россию омывают 12 морей, без учета Каспийского, которое является внутренним водоемом. Также на территории страны сосредоточены огромные объемы водных ресурсов: реки (Лена, Волга, Енисей и т. д.), озера (крупнейшие из которых Ладожское, Онежское, Байкал). Россия занимает первое в мире место по запасам пресной воды (20% мировых запасов). Такое богатство требует бережного отношения. Однако специализированного флота для сбора и изоляции нефтепродуктов и мусора явно недостаточно. Так, на февраль 2025 года под наблюдением Российского морского регистра судоходства находятся всего
19 нефтемусоросборщиков. Кроме того, средний возраст судов составляет более 25 лет, т. е. технологии, оборудование для устранения разливов нефти, сбора, хранения и сортировки мусора — преимущественно устаревшие.
АО «Нордик инжиниринг» в 2024 году разработало и вывело на рынок нефтемусоросборщик проекта NE028 «Лотос». На АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» ведется строительство двух судов по проекту NE028 «Лотос».
Как рассказали в компании АО «Нордик инжиниринг», судно предназначено для сбора с воды и транспортировки обводненных нефтепродуктов с температурой вспышки выше 60 ℃ (дизельное, тяжелое топливо и масла) в портах, на рейде, без захода в нефтяное пятно. Спускаемый на воду скиммер собирает нефтепленку, которая затем поступает в судовые цистерны с последующей выдачей на берег.
«Лотос» способен эпизодически плавать в мелкобитом разреженном льде неарктических морей и в сплошном льду (в канале за ледоколом) при толщине до 0,4 м, а также размещать временный персонал для выполнения специальных операций.
Также судно оснащено устройством для захвата мусора, которое перемещается в стандартный контейнер (предусмотрен ленточный транспортер для доставки на автомобильном транспорте). Быстросъемные соединения позволяют при необходимости освободить палубное пространство, превращая судно в грузовую платформу для снабжения портовых судов. Помимо этого, на судне возможна установка шнекового транспортера для отжима и перемещения зерновой пыли с поверхности воды, а также применение абсорбента для преобразования нефтепродукта в сгустки, что облегчает сбор.
Говоря об уникальных особенностях проекта NE028 «Лотос», в компании отметили, что оборудование, которым оснащено судно, может выполнять комплексный сбор с воды и транспортировку жидких и твердых загрязнений и мусора. Также судно может работать в небольших акваториях или даже в узких речных каналах.
Благодаря высокой оперативности, технологической оснащенности и возможности комплексного сбора как нефтепродуктов, так и плавающего мусора данные суда позволяют минимизировать последствия аварийных разливов и обеспечить сохранение экологического баланса водных объектов.
Главные характеристики и размерения проекта: класс — КM ⍟ Ice1(hull, machinery) R3 AUT3; длина — 15,5 м; ширина — 6 м; осадка — 1,8 м; водоизмещение — 124 тонны; экипаж — 2 человека; скорость судна — не менее 7 узлов.