Нормативная база российского судостроения развивается. Какие изменения в регулировании отрасли ожидаются в 2025 году, журналу «ПортНьюс» рассказал директор отраслевого научно-технического центра экономики, ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности «Румб» АО «ЦТСС» Александр Ваучский.
— Александр Николаевич, в 2023 году вступили в силу законодательные акты, регулирующие ценообразование в гражданском судостроении. ЦТСС принимал участие в их подготовке. Какие проблемы удалось решить?
— До разработки этого пакета документов наблюдалась недостаточная обоснованность цен на строительство судов. Поэтому нередко срывались сроки исполнения контрактов, у верфей из-за роста затрат появлялись убытки, они настаивали на пересмотре цен. Такая ситуация не устраивала ни заказчиков, ни верфи.
В сжатые сроки Минпромторг с нашей помощью разработал, согласовал и утвердил новые нормативные правовые акты: четыре постановления правительства, пять приказов министерства, а также закон от 7 октября 2022 года № 390-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Этим законом за правительством и Минпромторгом закреплен ряд полномочий по определению цен судов и проведению их экспертиз. То есть разово была разработана и введена в действие минимально достаточная база для ценообразования. И она стала сразу работать.
Напомню, что эти документы являются обязательными только для гражданских судов, закупаемых в рамках закона № 44-ФЗ. Впрочем, эта нормативная база стала широко применяться на добровольной основе и другими заказчиками судов.
Что касается проблем. Давайте прежде договоримся о терминологии. В России гражданское судостроение в последние годы интенсивно развивается. Следовательно, масштабных проблем нет. Есть проблемные вопросы, которыми надо заниматься.
Назову пять основных проблемных вопросов, которые решают принятые документы.
Первый. Появились легитимные правила определения и экспертиз цен строительства судов.
Второй. Лимиты финансирования теперь устанавливаются на основании экспертизы обоснования ориентировочной стоимости строительства судна, разработанного проектантом. Уже только это позволяет снизить риски срыва выполнения госпрограмм.
Третий. Введено ограничение, не позволяющее определять цену контракта на строительство судна до завершения технического проекта или эскизного проекта, если разработка технического проекта не планируется. То есть сначала в виде проекта судна устанавливается объем работ, и только тогда для этого объема определяется цена.
Четвертый. При определении цены строительства судна, наряду с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), обязательным стало применение затратного метода.
Пятый. Определен перечень документов, которые должны быть разработаны в проекте судна, для предоставления заказчиком судна потенциальным исполнителям при определении цены.
— Какой эффект был достигнут?
— Действующий пакет документов направлен на обеспечение экономической обоснованности затрат и рентабельности контрактов на строительство судов. Эффект будет, но не так быстро. Почему?
Да, суда строятся по нескольку лет. Например, в 2023 году в соответствии с новым законодательством заказчик судна поручил в рамках проектирования судна разработать обоснование ориентировочной стоимости строительства судна. К началу 2024 года оно было разработано в соответствии с приказом Минпромторга № 1041 и прошло экспертизу в соответствии с постановлением № 542 и приказом № 1042. Результаты экспертизы рассмотрены федеральными органами, и доведены лимиты финансирования. Заказчик определил цену в рамках закона № 44-ФЗ в соответствии с приказом № 639 и в лучшем случае к концу 2024 года заключил контракт на строительство. А судно будет строиться 3 года и будет сдано заказчику в 2027 году.