Потребность отечественного судостроения в профессиональных инженерах вдвое выше числа выпускаемых специалистов. Качество же их подготовки не всегда отвечает современным требованиям. По этой причине российские власти решили пересмотреть систему подготовки инженерных кадров.
По оценкам Минпромторга, для развития российского судостроения до 2030 года необходимо подготовить более 8 тыс. специалистов с высшим образованием и более 7 тыс. со средним. Эти цифры не учитывают новые производственные мощности, которые уже проектируются. А ведь на эти верфи тоже потребуются люди. Данные о кадровых запросах отрасли представил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на выездном совещании, проведенном помощником президента России, председателем Морской коллегии РФ Николаем Патрушевым в Санкт-Петербурге.
По словам Каримова, среди специалистов с высшим образованием востребованы инженеры-кораблестроители, специалисты по технике в области судостроения, по наладке и испытаниям, по автоматике и контролю измерительных приборов, по радиоэлектронным системам и т. д.
Отрасль, как и многие другие секторы экономики, столкнулась с кадровым голодом. Как рассказал директор передовой инженерной школы СПбГМТУ «Судостроение Индустрии 4.0» Олег Тимофеев на форуме «Арктика: настоящее и будущее», в стране 14 вузов готовят специалистов по 26 направлениям в области техники и технологий водного транспорта. «На бакалавриат 14 вузов набирают примерно 4 тыс. студентов и выпускают около 3 тыс. специалистов. Потребность же отрасли в инженерных кадрах, в том числе с учетом ОСК с 10%-й текучкой кадров, примерно 7–8 тыс. в год. То есть вся Россия выпускает в два с лишним раза меньше специалистов, чем необходимо», — охарактеризовал ситуацию Олег Тимофеев.
Есть потребность и в пересмотре программ обучения. Первый заместитель генерального директора АО «ОСК» Андрей Бузинов обратил внимание участников совещания на то, что с развитием информационных технологий увеличивается роль проектных бюро, которые должны стать центрами развития. Поэтому в ОСК считают необходимым внести в образовательную программу подготовку по дополнительным компетенциям: проектированию объектов на базе отечественных судостроительных САПР, компьютерному моделированию производственных процессов судостроительных предприятий, виртуальных испытаний проектов судов и применению искусственного интеллекта при проектировании современных судов и флота будущего.
По словам Бузинова, корпорация выделяет три направления стратегического развития с технологическими задачами: инжиниринг, цифровая трансформация и производственная эффективность.
Со школьной скамьи
Как признал в ходе совещания глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, в отечественной системе высшего образования за последние 14 лет произошли важные изменения. «Главный тренд, выявленный в ходе мониторинга (мониторинг качества приема в вузы за 2024 год НИУ ВШЭ. — Прим. ред.), — растет интерес к инженерному образованию. Совокупный прием на инженерное направление увеличился на 7% по сравнению с 2022 годом — с 213,5 тыс.
до 228,5 тыс. человек. При этом в целом сегодня доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема составляет 41%. Главный вывод, который приводит исследование в этой части, — повышается доверие граждан к перспективам инженерной профессии и готовность инвестировать в нее собственные средства», — сказал Валерий Фальков.
Но не обошлось и без ложки дегтя в бочке меда. Глава Минобрнауки признал, что средний балл ЕГЭ поступивших «недопустимо низкий для того, чтобы решать задачи технологического лидерства». К примеру, для поступивших на бюджет в прошлом году в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ, Корабелка) средний балл составлял 69,7. А раз так, то крайне важно выстроить единую продуктивную работу со школьниками.