журнал №1 (Март 2025)

Акцент

Закопались

Строительством дноуглубительного флота в условиях санкций приходится заниматься с опорой на собственные силы.

От стадии ревизии возможностей отечественной экономики пора переходить к системной работе по созданию национальной дноуглубительной группировки.

Судоходство по внутренним водным путям (ВВП) и в морских портах напрямую зависит от поддержания и формирования глубин. Эти задачи решает дноуглубительный флот. Его привлечение и строительство до введения санкций велось на основе партнерства с иностранными компаниями. В новой реальности необходимо делать ставку на создание и обновление собственного дноуглубительного флота с максимальным использованием возможностей отечественной промышленности. Цель понятна, но путь к ее достижению оказался тернистым.

Участники рынка, будь то судостроители, проектировщики, власти или бизнес, последние три года в большей степени сосредоточены на решении оперативных задач. Это и поиск отечественных поставщиков оборудования и комплектующих для уже реализуемых контрактов, и разработка проектов, и покупка и привлечение судов на внешнем рынке. Все находятся в движении и поиске. По сути, идет ревизия возможностей, проблем и способов их решения. Однако единого понимания того, как развивать национальный дноуглубительный флот, пока не сложилось. Такой вывод можно сделать по итогам VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного ИАА «ПортНьюс».

Туманные планы

Прежде всего есть существенное расхождение в определении потребности страны в дноуглубительном флоте с планами по их строительству. «Мы проанализировали перспективный план Минпромторга по строительству судов до 2035 года и, к своему удивлению, обнаружили там всего шесть земснарядов, которые, по оценке Минпромторга, являются потребностью нашего российского рынка. На самом деле потребность, конечно, выше», — ​сказал технический директор АО «Южный центр судостроения и судоремонта» (ЮЦСС, входит в ОСК) Денис Кузнецов.

Исполнительный директор ООО «Строительная дноуглубительная компания» (СДК) Василий Стругов отметил, что потребности российского рынка в земснарядах гораздо больше, речь может идти минимум о 16 таких судах. «В любом случае, может, наша проблематика дойдет до федеральных органов исполнительной власти, и цифры все же скорректируют в большую сторону», — ​предположил Василий Стругов.

По данным «Гидрографического предприятия», только для развития и содержания российской морской портовой инфраструктуры в акватории Севморпути потребность в дополнительных судах дноуглубительного флота в 2025 году составляет восемь единиц (речь идет о судах различного класса и назначения).