журнал №1 (Март 2025)

Акцент

Глубокая проработка

Объемы перспективного дноуглубления на ближайшие годы остаются высокими: как в морских портах и на подходах к ним, так и на внутренних водных путях.

За дноуглубительные работы в акваториях морских портов и на подходах к ним отвечает ФГУП «Росморпорт», вдоль трассы Севморпути — ​ФГУП «Гидрографическое предприятие», а на внутренних водных путях — ​бассейновые администрации. О планах по дноуглубительным работам в ходе VIII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» рассказали представители этих организаций.

Дноуглубительные работы проводят как при создании новой портовой инфраструктуры, в рамках инвестпроектов, так и для поддержания судоходных глубин на уже эксплуатируемых акваториях (ремчерпание).

Планы «Росморпорта»

ФГУП «Росморпорт» планирует выполнить ремчерпание в объеме 13,1 млн куб. м в 2025 году. По словам заместителя начальника управления по производству управления капитального строительства и ремонта ФГУП «Росморпорт» Елены Хохловой, в том числе 7,3 млн куб. м планируется извлечь на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК).

Еще 4,6 млн куб. м грунта планируется извлечь в рамках инвестпроектов на терминалах Балтийского и Южного морских бассейнов («ЕТУ», «Новотранс Актив», «Ультрамар», «НКТ», «НСРЗ», «ТМТП», «НЛЭ»).

По итогам 2024 года объем дноуглубления составил 14 млн куб. м, в том числе 11 млн куб. м в рамках поддержания навигационных параметров существующих ГТС и 3 млн куб. м в рамках проектов по созданию новых подводных гидротехнических объектов в Усть-Луге и Новороссийске. При этом 56% работ было выполнено собственной техникой предприятия.

Ремонтное дноуглубление в прошлом году выполнялось на ВКМСК, главном судовом ходу в порту Архангельск, Калининградском морском канале, Азово-Донском канале, Таганрогском подходном канале и др.

«Как показывает экономический расчет и опыт, стоимость разработки и транспортировки грунта собственной техникой гораздо дешевле, чем привлекаемой», — ​рассказала представитель «Росморпорта». При этом предприятие все же продолжит привлекать сторонних подрядчиков и в этом году.

Среди проблемных вопросов Елена Хохлова выделила требования природоохранного законодательства и существующие механизмы ценообразования.

По ее словам, во всех странах разработка проекта дноуглубительных работ требуется только для строительства новых гидротехнических сооружений, а ремонтное дноуглубление приравнивается к текущим ремонтным работам. Росморпорт при поддержке Минтранса России и Росморречфлота неоднократно вносил предложения по исключению из законодательных актов необходимости проведения государственной экологической экспертизы для проектов ремчерпания. Данный вопрос рассматривался на совместных совещаниях самого разного уровня, но до сих пор данное предложение не нашло поддержку Росприроднадзора и Минприроды России.