журнал №4 (Ноябрь 2024)

Технологии

Безэкипажный прорыв

Спрос на морские беспилотники растет.

По прогнозам, через пять лет мировой рынок в этом сегменте удвоится до $7,2 млрд. Россия сможет экспортировать такой продукции на $300 млн. При условии, что будет уделять должное внимание развитию этого сегмента.

По информации эксперта департамента анализа и перспективного планирования АО «Рособоронэкспорт» Вадима Рябинина, представленной на II Всероссийском морском конгрессе, 72% разработок в области необитаемых подводных аппаратов (НПА) в РФ связаны с военно-промышленным комплексом. На долю разработок НПА промышленного назначения приходится 14%, научного — ​10%. При этом в мировом рынке российские разработки не участвуют.

Между тем мировой спрос на НПА растет. По прогнозам, к 2030 году его объем удвоится и достигнет $6 млрд причем 45% рынка могут занять страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Тесные связи с этими странами дают основание предполагать, что в ближайшие пять лет Россия имеет шанс занять свою нишу в этом сегменте в объеме $300 млн.

По оценке эксперта, есть три возможных варианта экспорта НПА российского производства. Первый — ​в готовом виде, в Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Нигерию, Пакистан, Мьянму, Индонезию, Туркменистан и Казахстан. Второй —производство по лицензии, в Иран, ОАЭ, Таиланд. Третий — ​совместная разработка и строительство, в Бразилию, КНР, Индию, ЮАР, Малайзию.

Проблема в том, что пока Россия проигрывает по основным позициям зарубежным конкурентам. «НПА тяжелого и среднего класса у нас либо нет вообще, либо они существуют на стадии разработки или опытного образца, в то время как за рубежом такие аппараты находятся в серийном производстве. Например, в автономных НПА тяжелого класса есть в единственном экземпляре аппарат «Витязь», разработанный ЦКБ МТ «Рубин». Есть еще две разработки ИПМТ ДВО РАН (Владивосток): несерийная модель «Клавесин 1-Р3» и такая же по статусу модель в среднем классе «Галтель». В области телеуправляемых аппаратов в тяжелом классе разработок нет. В среднем классе на начальной стадии есть два проекта — «Александрит» и «Янтарь». Что касается НПА легкого класса, то они достаточно широко представлены, есть модели, как, например, ТНПА «Марлин‑350», в серийном производстве, в основном для военных целей», — ​охарактеризовал ситуацию эксперт.

По словам Вадима Рябинина, сегодня в разработках НПА лидируют США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Республика Корея. В последнее время в число лидеров вышла КНР. В ближайшее время прогнозируется появление разработок Турции, Израиля и Индии. «Доля российских разработок на общем фоне незначительна», — ​отметил он. Например, сегодня у инженеров КНР в разработке 33 НПА, США — 15,  Великобритании — 11, Франции — 9,  Республики Кореи — 8, в России — две. Лидерами на рынке по экспорту НПА, по его данным, являются такие страны, как США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, большой потенциал у Республики Кореи и Японии. Основные заказчики — ​США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, появляются страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Рынок сегодня находится в стадии формирования, его насыщенность невысока, однако уже через несколько лет он сформируется. Наибольший интерес представляют НПА тяжелого класса. Несмотря на труднодоступность технологий и задержку серийных образцов, у РФ есть шанс занять свою нишу», — ​считает эксперт.