журнал №4 (Ноябрь 2024)

Портовый сервис

Декарбонизация без профанации

Международная морская организация (ИМО) намерена добиться полной декарбонизации судоходства к 2050 году. Однако конкретные меры по достижению этой цели пока не согласованы. Более того, между странами-членами ИМО на этот счет имеются противоречия.

Актуализированная стратегия ИМО по выбросам парниковых газов включает в себя обязательство обеспечить переход на альтернативные виды топлива с нулевыми и близкими к нулевым выбросами парниковых газов с указанием ориентировочных контрольных точек. Так, к 2030 году выбросы CO2 судами должны сократиться на 40% от уровня 2023 года, а к 2040 году — ​не менее чем на 70%.

Осенью 2025 года Комитетом ИМО по защите морской среды (КЗМС) должны быть утверждены поправки к приложению VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), стимулирующие судовладельцев переходить на экологичные виды топлива ради достижения вышеуказанных целей. Уже в апреле следующего года они должны быть согласованы на 83-й сессии КЗМС. Вступление их в силу должно произойти спустя еще 16 месяцев, то есть в 2027 году.

В октябре 2024 года эта тема обсуждалась на 82-й сессии КЗМС. Сессия не выработала какой-то окончательной позиции по среднесрочным мерам — ​обсуждения носили предварительный характер. Тем не менее по ее итогам уже можно сказать о возможном создании стандарта интенсивности выбросов парниковых газов ИМО, а также фонда ИМО, который призван содействовать реализации технических и экономических элементов мер по сокращению выбросов парниковых газов.

Отметим, что по данным двум пунктам — ​создание стандарта, от которого нужно отталкиваться при подсчете выбросов с каждого конкретного суда и определять, соответствует оно установленным среднесрочным нормам или нет, а также образование некоего фонда ИМО для перераспределения средств в пользу судовладельцев экологичных судов (и, возможно, развивающихся стран) — ​поступило больше всего предложений от стран-участников ИМО.

Отдельно на 82-й сессии КЗМС было отмечено воздействие мер по декарбонизации судоходства на продовольственные поставки в развивающиеся страны.

Однако дьявол, как обычно, прячется в деталях. И эти детали существенны, как и разногласия по ним. Их суть заключается в следующем: как именно считать выбросы парниковых газов — на всем протяжении жизненного цикла топлива или с момента попадания его в судовой танк;  как распределять средства фонда ИМО; делать ли временные изъятия из общих правил для определенных развивающихся стран и маршрутов, с ними связанных.