В 2024 году рынок нефти был довольно волатильным, с тенденцией к снижению.
По итогам девяти месяцев текущего года цены на бункерное топливо вслед за нефтяными, снизились — как в мировых хабах, так и в России.
Восходящий тренд мирового рынка нефти, имевший место в первые месяцы текущего года, оказался неустойчив. С апреля он сменился на «медвежий», в котором оставался до ноября 2024 года. Цены на бункерное топливо по итогам девяти месяцев снижались вслед за нефтяными. При этом на российский рынок продолжали оказывать влияние внутренние факторы, такие как курс рубля, наличие ресурса в тех или иных портах, действия регуляторов, инциденты на НПЗ и их ремонты.
В начале января 2024 года цена нефти Brent составляла около $79 за баррель. В начале октября она находилась на отметках ниже $76 за баррель, а в конце октября упала ниже $72 за баррель. Впрочем, были и временные подъемы. Так, в начале апреля ее стоимость достигала $91,17 за баррель. То есть нефтяной рынок был волатильным и зависимым от различных непредсказуемых факторов.
Цены на бункерное топливо как в мире, так и в России в целом снижались, как и нефтяные, разумеется, с региональными поправками и в зависимости от вида топлива. На долларовые цены в России, очевидно, оказывает влияние курс рубля, который с начала года и до конца октября ослаб на 7,5% по отношению к доллару, что оказало определенную поддержку российскому топливу. При этом курс рубля по отношению к резервным валютам теперь определяется через внебиржевой рынок, что создает дополнительные сложности при ценообразовании.
На рынок также оказало воздействие общее снижение грузооборота морских портов (на 3,5% за январь — сентябрь 2024 года в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года) и периодически принимаемые правительством решения о запрете на экспорт нефтепродуктов.
Как и ранее, существенным фактором является физическое наличие бункерного топлива в конкретных портах. Особенно сильно этот фактор работает в Дальневосточном бассейне на фоне дефицита провозной способности железнодорожных подходов и перерабатывающих мощностей.
Кроме того, на рынок влияют и регулярные атаки дронов на российские НПЗ и береговые терминалы.