Генеральный директор и совладелец компании C-Shipping Алексей Гагаринов рассказал журналу «ПортНьюс», как морские линии между Санкт-Петербургом и портами Китая пережили кризис платежей и какие новые сервисы вскоре могут появиться.
— Алексей Викторович, С-Shipping с 2022 года является линейным агентом компаний OVP Shipping и Safetrans Line (теперь коммерческим агентом). На примере работы этих контейнерных линий могли бы вы охарактеризовать, как меняется грузопоток между Китаем и Россией?
— Мы живем во времена постоянных вызовов, которые зеркально отражаются на судоходстве. По его интенсивности можно прослеживать, с кем выстраивается сотрудничество, есть ли проблемы и т. д. Например, в марте 2023 года произошел всплеск развития прямого линейного контейнерного судоходства между Санкт-Петербургом и портами Китая. Весной 2024 года проблемы с платежами в Китай стали лимитирующим фактором, который повлиял на контейнерный грузопоток между Санкт-Петербургом и портами КНР. В итоге летом судозаходы сильно сократились. Сейчас идет плавное восстановление.
При этом сама грузовая база, которая сложилась еще в 1990-е годы, не меняется. Товарная номенклатура остается приблизительно такой же. Меняется только количество груза.
— Какие это грузы?
— Мы сейчас говорим именно о товарах высокой степени переработки, которые являются контейнерными грузами. Из Китая к нам поставляются товары потребления, в том числе электроника и автомобили. Россия экспортирует пиломатериалы, полипропилен, бумагу, алюминий и т. д.
Китай является крупнейшим в мире импортером пиломатериалов. Доля России в общем импорте пиломатериалов в Китай составляет примерно 70%. Это один из основных товаров высокой степени переработки.
— Это картина, так сказать, крупными штрихами. Но интересны и детали.
— C марта 2023 года по апрель 2024 года OVP Shipping и Safetrans Line работали в одном альянсе, и наша компания была линейным и коммерческим агентом обеих линий. В этот период среднее количество заходов альянса в Санкт-Петербург составляло 3–4 судна в месяц.
С апреля 2023-го в Санкт-Петербург стали приходить и суда большой вместимости в 4250 ТEU (длиной до 265 м), а в августе 4843 ТEU (длиной до 294 м). Осадка таких судов при полной загрузке составляет от 12,5 до 13,5 м. При этом морской канал Большого порта Санкт-Петербург, как известно, имеет разрешенную осадку для судов в 11 м. Поэтому суда, следующие в историческую часть петербургского порта, частично разгружались и догружались на ММПК «Бронка».