Энергоносители продолжают составлять основу экспортного грузопотока российских портов, но при этом чутко реагируют на изменения мировой экономики и геополитику.
Нефть и уголь по абсолютным цифрам перевалки по-прежнему лидируют в структуре грузооборота российских портов. По данным за январь — сентябрь 2024 года, и нефть, и уголь показывали снижение: нефть на 1% (год к году) — до 202,4 млн тонн, а уголь примерно на 12% — до 143,5 млн тонн. На третьем месте по объемам перевалки следуют нефтепродукты, отгрузка которых в портах также снизилась — на 8,6%, до 99 млн тонн. Сжиженный природный газ (СПГ) не находится в топе перегружаемых в портах грузов (в расчете на тонны), но этот энергоресурс, единственный, вырос на 4,5% (год к году) — до 26,1 млн тонн.
Нефтеналив
На экспорт сырой нефти оказывают влияние два ключевых фактора: состояние мирового нефтяного рынка и санкции. Последние приводят к тому, что российская нефть отгружается преимущественно в азиатские страны (прежде всего в Китай и Индию) по ценам ниже рыночных. Что позволяет этим странам, например, производить относительно дешевые нефтепродукты. Причем эти нефтепродукты часто конкурируют и с российскими, в частности, на бункеровочном рынке.
Переориентация грузопотока в Азию привела к тому, что при общем сокращении отгрузок экспорт нефти через дальневосточный терминал в Козьмино заметно вырос — на 4,7% год к году.
Хуже ситуация с перевалкой нефти в Южном бассейне, порты которого находятся в зоне военных рисков. Так, новороссийский «Шесхарис» по отгрузкам «просел» больше чем на 4%. Правда, терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р) нарастил отгрузки на 1%, в том числе за счет завершения ремонтов на выносных причальных устройствах, однако через данный терминал идет казахстанская нефть.
Перевалка нефти через балтийские терминалы в целом сократилась на 1%. При этом объемы, которые шли через Усть-Лугу, оставались стабильными, а вот Приморск сократил отгрузку на 1,6%.
На экспорт нефтепродуктов влияли санкции, спрос и внутренняя ситуация. Азиатские потребители больше заинтересованы в сырой нефти, поставляемой к ним с дисконтом из России, для загрузки собственных НПЗ, чем в российских нефтепродуктах. Кроме того, существенное влияние на рынок нефтепродуктов оказывали внутренние факторы — вводимые российским правительством экспортные ограничения (ради стабильности на внутреннем рынке), а также удары дронов по НПЗ. Поэтому падение экспортных отгрузок нефтепродуктов наблюдалось во всех морских бассейнах.