Компания «МежРегионСтрой» за навигацию 2024 года выполнила подготовительные работы для начала основного этапа строительства морского терминала на мысе Наглейнын в порту Певек.
«МежРегионСтрой» (МРС) в декабре 2023 года заключил контракт с ФГУП «Гидрографическое предприятие» и стал ЕРС-подрядчиком проекта строительства морского терминала на мысе Наглёйнын. В рамках проекта компании надо построить грузовой причал для перевалки медного концентрата и мол-причал для стоянки модернизированных атомных плавучих энергоблоков (МПЭБ), которые обеспечат электроэнергией весь Баимский ГОК.
Для возведения этих объектов в суровых условиях Арктики на малозаселенной территории чукотской тундры и в окружении льдов Восточно-Сибирского моря сначала нужно было выполнить серьезные подготовительные работы и создать условия для развертывания масштабной стройки.
В соответствии с проектной документацией, в 2024 году строителям предстояло: возвести строительный городок, временные здания и сооружения; мобилизовать строительную технику и персонал; доставить необходимые материалы, в том числе сваи длиной до 36 м. То есть выполнить подготовительные работы, характерные для любой стройки. Однако в данном случае задача осложнялась тем, что все это надо сделать в сжатые сроки — фактически за три месяца короткого сезона арктического лета и навигации по Северному морскому пути (СМП).
Как рассказали в МРС, компания имеет опыт реализации арктических проектов, поэтому сразу же после заключения контракта она начала подготовку к «горячему сезону». Это позволило организовать раннюю мобилизацию на участке строительства — уже в апреле 2024 года. К весне по зимникам была доставлена часть объектов вахтового жилого городка, строительная техника (бульдозер, экскаваторы, самосвалы, погрузчики), оборудование и продукты. Плечо доставки отдельных грузов из европейской части России превысило 10 300 км.
Одновременно решались другие производственные и организационные задачи. Для того чтобы начать поставки свайной продукции в навигационный период 2024 года, МРС заранее заключила контракты с трубными заводами, изготовителем свайной продукции и организовала производственную площадку в Архангельске для изготовления свай собственными силами. Также заранее были зафрахтованы четыре морских транспортных судна («Терский берег», «Валерий Васильев», «Турухан», «Трубин») и шесть судов вспомогательного флота (баржи и буксиры) для обеспечения доставки грузов из портов Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска и выгрузки их на барже-буксирный состав на временный причал.
Были заключены договоры с проектными институтами на разработку рабочей и конструкторской документации, технического сопровождения строительства.
Среди производителей строительной техники, готовых работать с российскими компаниями, были проведены переговоры и заключены договоры поставки машин и механизмов.
«Приложенные усилия были не напрасными. Это позволило заложить фундамент для последующего периода мобилизации летнего сезона», — отметили в МРС.
К концу навигации, к началу октября 2024 года, удалось выполнить запланированные подготовительные работы. В частности, были подготовлены площадки для временных зданий и сооружений, складских территорий для строительных материалов. Созданы жилой городок и необходимая инфраструктура для строителей. Выполнена поставка более 50 000 фрахтовых единиц (ф. е.) грузов различного назначения, в т. ч. свайная продукция, материалы для изготовления бетона, строительная техника, гусеничные краны грузоподъемностью до 600 тонн и т. д.
В числе основных специфических особенностей работы на новом проекте в компании отметили низкую транспортную доступность объекта. Строительные грузы сюда доставляются автомобильным транспортом по зимникам в период с февраля по май и водным транспортом в августе-сентябре. При этом на площадку надо доставить внушительные объемы стройматериалов. С местных карьеров на объект потребуется доставить 1,6 млн куб. м несортированной горной массы, 800 тыс. куб. м сортированного камня массой от 100 кг до 10 тонн. Помимо этого, морским транспортом предстоит выполнить поставку 18 тыс. тонн стальных свай, а также ингредиентов, необходимых для производства 75 тыс. куб. м бетона. «Поэтому важно тщательно планировать логистику доставки грузов, т. к. как цена возможной ошибки при таких условиях высока», — пояснили в компании.
Есть и другие нюансы. В частности, в связи с отсутствием причальных мощностей с необходимой глубиной разгрузка морских судов возможна только при помощи барже-буксирных составов, которые очень чувствительны к волнению на акватории. Так, даже при небольшом ветре, а в районе строительства часто возникает волнение, приходится останавливать разгрузку судов. «После первого сезона работы на объекте с уверенностью можно сказать: мы готовы к строительству и дальнейшей реализации проекта», — заявили в компании.