Российский рынок дноуглубления находится в стагнации, что препятствует развитию морской портовой инфраструктуры страны. Формирование единого центра принятия решений позволит комплексно и оперативно разбираться с проблемами этого сегмента рынка.
Дноуглубительный рынок России, как и многих других стран, до начала 2022 года был зависим от участия иностранных компаний. Около 95% капитальных дноуглубительных работ в морских портах России выполняли крупнейшие европейские дноуглубительные компании (Van Oord, Jan de Nul, Boskalis, DEME). Однако из-за введенных беспрецедентных ограничительных мер со стороны недружественных стран данные компании покинули российский рынок. Это повлияло на сроки завершения уже реализуемых проектов в морских портах, а также привело к изменению планов частных инвесторов по развитию объектов портовой инфраструктуры.
Ситуация негативно отразилась на ценообразовании дноуглубительных работ. Так, в 2023–2024 годах стоимость дноуглубления по отдельным проектам в западном секторе Арктики и на Балтике выросла практически в 4 раза — до 3000 руб. за один кубометр извлеченного грунта 2–3-й категории сложности.
Значительное удорожание дноуглубительных работ произошло из-за колоссальной стоимости мобилизации флота из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), единственного доступного на текущий момент. Так, только привлечение одного самоотвозного трюмного землесоса (СТЗ) с объемом трюма 10 тыс. куб. м на 100–110 суток (средний срок мобилизации на объект и обратно) может достигать 1,8 млрд руб., и это без учета стоимости самих работ. Важно отметить, что такая стоимость формируется в том числе с учетом потенциально упущенной выгоды партнера от участия на иных проектах в период мобилизации флота.
Только до 2030 года в России заявлено и запланировано не менее 20 проектов, реализация которых предусматривает использование высокопроизводительной дноуглубительной техники. Совокупный объем капитальных вложений в эти проекты, сформированный до 2022 года, оценивался в 200 млрд руб. Таким образом, если тенденция роста стоимости дноуглубления сохранится, следует ожидать пропорционального роста вложений (в несколько раз) в эти проекты из средств федерального бюджета или внебюджетных источников.