журнал №4 (Ноябрь 2024)

Судостроение

Поднять паруса

Судовладельцы все чаще обращают свое внимание на ветроэнергетические технологии, помогающие сократить выбросы углекислого газа и уменьшить расходы на топливо.

Среди наиболее популярных решений для вспомогательных движительных систем особо выделяются роторные паруса Флеттнера и вращающиеся паруса WindWings. В начале ноября один из крупных международных операторов танкерного флота Maersk Tankers заявил о решении модернизировать пять судов под технологию так называемого «всасывающего» паруса. На каждом танкере будет установлено по четыре 26-метровых автономных паруса, которые должны автоматически подстраиваться под погодные условия для оптимальной производительности. Переоборудование танкеров запланировано на 2025–2026 годы, когда суда будут проходить плановый осмотр и ремонт в сухом доке.

На китайских верфях пройдет модернизация судна Cabu III, строящегося для норвежского перевозчика смешанных грузов Klaveness Combination Carriers. Работы предполагают установку автоматизированной системы ветряных движителей, которая состоит из двух роторных парусов высотой 24 м.

А японская судоходная компания MOL и бразильская госкомпания Vale International завершили модернизацию движительной системы сухогруза типоразмера Capesize: на балкере установлена система из двух роторных парусов. Как сообщила пресс-служба MOL, за счет использования новой системы в сочетании с технологией оптимизации рейса потребление топлива и выбросы парниковых газов на маршруте Бразилия — ​Дальний Восток сократятся на 6–10%.

Это лишь несколько примеров уже реализованных или только запланированных проектов. По данным Международной ассоциации ветроэнергетики (IWSA), к настоящему времени системы вспомогательных движителей, использующих силу ветра, установлены на 50 крупнотоннажных судах. Помимо этого, девять судов уже подготовлены к использованию ветра, а еще около 30 единиц флота ожидают установки таких систем либо находятся в стадии строительства. Помимо крупнотоннажного флота различного типа, паруса устанавливают и на небольших грузовых судах.