журнал №4 (Ноябрь 2024)

Судостроение

Комплексная диверсификация

Российские приборостроительные компании при создании новейших образцов навигационного оборудования для гражданского флота сразу же формируют систему его сервисного обслуживания и развивают дилерскую сеть.

Не секрет, что в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сконцентрированы наукоемкие производства, которые обладают высоким научным, производственным и кадровым потенциалом. В целях создания новых высокотехнологичных отраслей и продукции для обеспечения технологического суверенитета страны еще в 2016 году президент России Владимир Путин поставил задачу предприятиям ОПК увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции к 2030 году до 50%. Компании приборостроительного сектора являются активными участниками этого процесса, развивая направления разработок техники, ориентированной на гражданского ­заказчика.

АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», входящее в АО «КМП», за последние годы выполнило ряд ОКР по созданию судовой навигационной техники для гражданских морских и речных судов. В результате изготовлены образцы судовых навигационных приборов нового поколения: инерциальной навигационной системы, гирокомпаса, доплеровского лага, навигационного эхолота, магнитного компаса, электронного кренодифферентометра, системы спутникового определения местоположения судна и других. Судовые навигационные приборы концерна «ЦНИИ «Электроприбор» используются в составе интегрированной мостиковой системы (ИМС) для гражданских судов, разработанной и предоставленной АО «Концерн «НПО «Аврора».

Созданные изделия разработаны на современном техническом уровне. Например, в инерциальной навигационной системе и гирокомпасе используются разработанные и собранные на предприятии волоконно-оптические гироскопы, которые не имеют подвижных механических частей и не требуют технического обслуживания.

Важно, что большая часть новой продукции унифицирована в части используемых блоков. В частности, это относится к пультам управления и устройствам отображения информации. Кроме того, при разработке нового поколения навигационных приборов инженеры и конструкторы постарались учесть основные недостатки, выявленные в ходе эксплуатации серийных изделий, а также заложить в изделия достаточный модернизационный потенциал.

Разработать и произвести высокотехнологичное оборудование — это только часть работы. Для вывода его на рынок и продаж (наряду с конкурентоспособной ценой) предприятию-изготовителю необходимо обеспечить гарантийную и сервисную поддержку, причем на уровне лучших зарубежных компаний, покинувших российский рынок с 2022 года. Это важнейшее условие для гражданского заказчика.

В 2024 году концерн «ЦНИИ «Электроприбор» создал независимую службу сервисного сопровождения гражданской навигационной техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Служба работает по принципу одного окна и оперативно решает проблемы, связанные с использованием технически сложных видов техники, особенно на этапах внедрения в эксплуатацию и начала серийных поставок. Также специалисты службы работают с обращениями заказчиков как по линии «поставщик — покупатель», так и между структурами предприятия.

Другим важнейшим инструментом для продвижения гражданской продукции и ее сервисной поддержки является развитие дилерской сети. Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» приглашает региональные компании, занимающиеся поставками и оказанием сервисных услуг судовладельцам-эксплуатантам навигационной техники, к заключению долговременных соглашений об исполнении дилерских функций и о продвижении продукции.

Учитывая планируемый на ближайшие годы значительный рост спроса на отечественную гражданскую судовую навигационную технику, усилия концерна, направленные на разработку, продвижение и сервисную поддержку гражданской продукции, должны обеспечить предприятию расширение ассортимента изделий, выход на новые рынки и увеличение объема поставок.