журнал №4 (Ноябрь 2024)

Акцент

Усы не для всех

Российские ученые работают над повышением уровня безопасности ледокольной проводки судов в Арктике. Цель исследований — ​исключение рисков при проходе судов, особенно крупнотоннажных, по Севморпути.

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути растет. В 2023 году по этому маршруту было перевезено 36,25 млн тонн, международные транзитные перевозки превысили 2 млн тонн. В 2024 году в госкорпорации «Росатом» ожидают нового рекорда — ​до 40 млн тонн. Согласно плану развития Севморпути до 2035 года, годовой грузопоток по СМП в 2030 году должен составить 150 млн тонн, а в 2035 году — ​220 млн тонн. Безусловно, для обслуживания столь значимого грузопотока все больше будет привлекаться крупнотоннажный флот. Поэтому наряду с развитием инфраструктуры изучаются различные варианты эффективной и безопасной ледокольной проводки.

Существуют два вида ледокольной проводки судов: методом лидирования и буксировкой вплотную (часто называемой «на усах»).

Как пояснили «ПортНьюс» во ФГУП «Атомфлот», в период зимне-весенней навигации большинство проводок атомные ледоколы выполняют методом буксировки вплотную. Такие проводки используются в случае высокой динамики движения льда или, как говорят на профессиональном языке, при наличии сжатия льда, при котором канал, сделанный ледоколом, может очень быстро закрыться, тем самым лишив проводимое судно возможности следовать за ледоколом на безопасной дистанции и с эффективной скоростью. Такой метод выбирается при преодолении морских участков арктических морей с тяжелой ледовой обстановкой. Например, при наличии толстого льда или большой концентрации торосов, в частности, при проводке судов в припае Обской губы, Енисейского залива и реки Енисей.

Практикуют такой способ проводки и во ФГУП «Росморпорт». Он используется при необходимости провести судно малой мощности, не способное двигаться за ледоколом в канале. «Метод и способ ледокольной проводки определяются капитаном ледокола исходя из текущих ледовых условий, технических возможностей ледокола и конструктивных особенностей проводимого судна», — ​пояснили в Росморпорте.