журнал №4 (Ноябрь 2024)

Акцент

Севморпуть на вырост

Северный морской путь планируется включить в транспортный коридор от Балтики до портов Дальнего Востока. Для его функционирования надо усилить ледокольную группировку, формировать эффективные тарифы на проводку, развивать инфраструктуру.

Впоследние годы возникают проблемы практически на всех привычных морских торговых маршрутах мира. Это и Красное море с хуситами, и опасные с точки зрения пиратских нападений районы у побережья Африки, в Сингапурском проливе, эскалация напряженности в Южно-Китайском море.

На этом фоне Северный морской путь (Севморпуть, СМП) в прямом и переносном смысле является «тихой гаванью», к тому же предлагает более короткие маршруты в сравнении с Суэцким каналом (проход через который сейчас рискован), и тем более в сравнении с обходным путем вокруг Африки. Поэтому интерес ведущих торговых держав к Севморпути, как азиатских, так и западных, будет только расти. И это открывает как новые возможности для России, так и ставит новые вызовы.

Развитие торговли с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет рассматривать Севморпуть уже не как трассу, предназначенную почти исключительно для экспорта российских энергоносителей, добываемых на арктических проектах, но и как важную транспортную артерию для перевозок других видов грузов, прежде всего контейнерных, генеральных и т. д.

В свою очередь, возникает потребность пересмотреть уже несколько устаревшую концепцию, которая рассматривала Севморпуть в качестве трассы для нишевых перевозок сырьевых ресурсов: СПГ, нефти и угля. Так как основные портовые мощности для обработки контейнеров расположены на Балтике — ​с западной стороны и в дальневосточных портах, находящихся за пределами Севморпути, — ​с восточной, то и рассматривать СМП необходимо уже как часть более обширного маршрута. Напомним, что Северный морской путь ограничен Карскими воротами на западе и Беринговым проливом на востоке.

О планах развития Большого Северного морского пути летом 2024 года сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. От Калининграда до Сахалина Большой Северный морской путь охватит около 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше протяженности традиционного Севморпути. В расширенном маршруте станет возможным задействовать порты Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград, которые фактически находятся за пределами акватории СМП. Программа развития нового транспортного коридора включена в национальный проект «Эффективная транспортная система».