Бизнес-сообщество добилось прекращения тарифного регулирования услуг в морских портах. Исключение составили только услуги по перевалке нефтеналивных грузов. Не во всех портах нововведение прошло гладко.
Правительство России постановлением от 27 декабря 2019 года № 1923 внесло изменения в нормативно-правовую базу, касающуюся госрегулирования цен на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Стивидорные компании расценивают этот шаг государства как признание наличия в стране свободного рынка стивидорных услуг, ведь им дали возможность самостоятельно устанавливать тарифы на перевалку грузов. Контроль со стороны ФАС сохранился только у предприятий, работающих с нефтью и нефтепродуктами.
В России, по состоянию на январь 2020 года, погрузо-разгрузочную деятельность ведут 253 стивидорные компании. По итогам 2019 года они обеспечили перевалку более 840 млн тонн грузов (почти половина этого объема — нефтеналивные грузы), что на 3% выше аналогичного показателя 2018 года. Положительная ежегодная динамика грузооборота морских портов России сохраняется уже много лет, причем почти все стивидорные компании показывают рост даже в кризисные годы.
Дискуссия о неприменении ценового регулирования в морских портах началась в 2013 году. Самую активную позицию заняла Ассоциация морских торговых портов (АСОП), которая аргументировала свою позицию высоким уровнем конкуренции среди стивидорных компаний в связи с вводом новых портовых мощностей. После длительных обсуждений и тщательного анализа ситуации ФАС и Минтранс внесли в правительство предложение по прекращению госрегулирования портовых услуг. В конце 2019 года это решение оказалось закреплено законодательно.