Российская IT-компания «Нейроком» разрабатывает и производит аппаратно-программные системы безопасности на транспорте. Заместитель генерального директора компании Петр Лаврентьев рассказал «ПортНьюс» об одной из них — системе контроля дееспособности вахтенного помощника СКДВП НЕЙРИНО.
— Петр Лаврентьевич, для чего нужны такие системы?
— Устройство предназначено для поддержания вахтенного помощника в работоспособном состоянии. Это необходимо для предотвращения транспортных происшествий, происходящих по причине засыпания, потери сознания или смерти вахтенного помощника.
— Наличие таких систем на судне — обязательное требование?
— Да. В соответствии с Резолюцией MSC.128(75), принятой 20 мая 2002 года, все морские суда должны быть оснащены системой аварийной сигнализации для ходовой навигационной вахты на мостике (BNWAS, СКДВП). Ее предназначение — наблюдение за действиями на мостике и обнаружение неспособности вахтенного помощника выполнять свои функции, которая может привести к морским авариям.
— Какими преимуществами отличается ваше изделие от аналогичных устройств?
— В существующих устройствах СКДВП, производимых отечественными и зарубежными производителями, вахтенному помощнику необходимо каждые 3–12 минут нажимать на кнопки квитирования, что является подтверждением его работоспособного состояния. Как следствие, ему приходится постоянно отвлекаться от управления судном.
СКДВП НЕЙРИНО работает по другому принципу. Устройство проводит постоянный мониторинг психофизиологического состояния вахтенного помощника, управляющего движением судна.
Мониторинг осуществляется датчиком измерения психофизиологических параметров вахтенного помощника (далее — прибор НБ), который надевается на запястье любой его руки. Прибором НБ фиксируются импульсы кожно-гальванической реакции (далее — импульсы КГР). При поступлении импульсов КГР с интервалом времени, предусмотренным алгоритмом работы изделия, происходит автоматический возврат СКДВП НЕЙРИНО в исходное состояние.
Если импульсы КГР поступают с интервалом времени большим, чем предусмотрено программой, то СКДВП НЕЙРИНО последовательно подает световые, звуковые и тактильные сигналы. Это позволяет привлечь внимание вахтенного помощника для подтверждения его работоспособности. При отсутствии реакции со стороны вахтенного помощника происходит оповещение капитана судна или другого квалифицированного вахтенного помощника.
Это одно из самых значимых преимуществ СКДВП НЕЙРИНО, разработанной нашей компанией, если сравнивать с другими аналогами, что подтверждено двумя патентами на изобретения и тестовыми эксплуатационными испытаниями на морских и речных судах.
— Известно, что на морских судах совместно с устройством СКДВП используются показатели датчика движения. По идее, они и должны обеспечивать дополнительный контроль работоспособности вахтенного помощника?
— Вы правы, при наличии датчиков движения на мостике происходит автоматическое квитирование СКДВП при движении любого человека или предмета в пределах мостика. К сожалению, датчик движения не определяет, находится ли в данный момент вахтенный помощник в работоспособном состоянии. В то же время непосредственную ответственность за безопасное движение судна несет вахтенный помощник, а остальные члены экипажа, находящиеся на мостике, выполняют свои обязанности.
На практике транспортные происшествия, связанные с потерей работоспособности вахтенного помощника (релаксация, сон и т. д.), происходят, когда на мостике одновременно находятся другие члены экипажа, но они заняты выполнением своих обязанностей.
Кроме того, имитацию движения легко создать, если перед вентилятором подвесить лист бумаги. К сожалению, этим часто пользуются некоторые вахтенные помощники, что может привести и, увы, приводит к транспортным происшествиям.
— Система производится в России?
— Изделие производится на нашем предприятии в Московской области из отечественных комплектующих, с небольшим количеством иностранных компонентов, разрешенных к применению в России. При этом стоимость СКДВП НЕЙРИНО сопоставима с существующими отечественными и зарубежными аналогами.
Фото: neurocom.ru