Развитие торговли между Индией и Россией во многом будет зависеть от правильного выстраивания логистических маршрутов, их инфраструктурного обеспечения и наличия торгового флота.
Считается, что во внешней торговле Китай — «наше все». Однако в долгосрочной перспективе «вторым Китаем» должна стать Индия.
Чем для России интересна Индия? Во-первых, эта страна по числу населения, которое при этом значительно моложе китайского, уже обогнала Китай. Во-вторых, уровень урбанизации в Индии (в отличие от того же Китая) пока низкий. Эти факторы говорят о том, что в ближайшие десятилетия Индию может ждать бурный промышленный и в целом экономический рост. Как следствие, потребность в ресурсах будет расти. При этом Индия сквозь пальцы смотрит на антироссийские санкции и в общем позитивно настроена на развитие отношений с Россией.
В настоящее время основным экспортным продуктом в Индию является нефть. По данным индийского консульства, спрос на нефть в Индии к 2040 году может удвоиться, а на природный газ — утроиться.
«Если доля российской нефти в общей структуре импорта в феврале 2022 года составляла менее 1%, то в мае 2023 года она составляла уже 42%, превысив совокупный объем закупок нефти у Ирака и Саудовской Аравии, ОАЭ и США», — рассказал генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Кумар Гаурав в ноябре 2023 года.
По его словам, также планируется увеличить долю сжиженного природного газа (СПГ) в общем энергобалансе Индии с 6% до 15% к 2030 году. Кроме того, Индия намерена наращивать потребление метанола, водорода, других альтернативных видов топлива и заинтересована в сотрудничестве с российскими предприятиями в этой сфере.
В структуре российского сырьевого экспорта вторую позицию по объему после нефти занимает уголь. Торговля с Индией способна поддержать на плаву отечественную угольную отрасль, которая вступает в кризисный период. Так, цены на уголь после взлета в 2022 году (на фоне резкого удорожания природного газа) практически вернулись к прежним значениям и не меняются уже более года. Ожидается, что спрос на уголь в Китае будет падать как вследствие развития собственной угледобычи, так и по причине снижения доли угля в энергетике и промышленности.