Правительство России в 2024 году инициировало программу по созданию речных хабов, что позволит активнее использовать транзитный потенциал речных артерий.
Сизменением направлений внешней торговли России возросла нагрузка на наземную транспортную инфраструктуру в южных и восточных регионах страны. Автомобильные и особенно железнодорожные магистрали перегружены и работают на пределе пропускной способности.
Между тем речной транспорт все так же слабо вовлечен в грузоперевозки. Например, в 2023 году объем перевозок грузов по внутренним водным путям России сократился на 6,1% и составил 109,3 млн тонн (в 2022 году — 116,4 млн тонн). В текущем году, несмотря на позитивные гидрологические условия, негативный тренд пока сохраняется. По данным «Морцентр-ТЭК», за первое полугодие количество грузов на ВВП сократилось на 5,7% — до 28,3 млн тонн, а объемы перевалки грузов в речных портах снизились на 18% — до 34,65 млн тонн. Если учесть, что эти данные формировались по результатам работы речного транспорта первых, не самых продуктивных, месяцев работы речников, велика вероятность того, что по итогам навигации результат будет более позитивным.
«Сегодня, к примеру, реки очень хорошие, большие — Обь, Иртыш, Лена, Енисей — не используются в полной мере. Грузооборот на реке падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны организовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу», — обозначил проблему руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным в июле текущего года.
Глава российского правительства предложил подготовить программу по созданию речных хабов. «Нужно готовить программу, тогда и посмотрим вместе, что можно сделать», — сказал Михаил Мишустин.
Следует признать, что идея создания речных хабов обсуждается не первый год. Между тем в этом году она стала обретать реальные очертания.